Действующие лица:
Аркадий Шилклопер, валторнист , одна из реально существующих на нашей земле и актуальных за рубежами ее звезд новой импровизационной музыки, участник Moscow Art Trio (вместе с Михаилом Альпериным и Сергеем Старостиным) и многих других проектов, записавший два сольных альбома (Ш).
Дмитрий Петухов, директор салона manMusic, принявший деятельное участие в организации разговора. Своими меткими замечаниями неоднократно придавал беседе новые, неожиданные направления (П).
Артем Липатов, журналист (Л).
I. Герой и мода
Л. Тебя не достало, что на jazz.ru тебя год за годом объявляют «музыкантом года»?
Ш. Достало, сил нет. В последний раз я отбивался. Настолько усердно отбивался, что в конце концов сам уже понял, что да, я лучший музыкант года.
Л. А чем ты объясняешь этот феномен?
Ш. Я думаю, здесь все очень просто.
Л. Но, возвращаясь к этому опросу… ведь есть огромное количество музыкантов, достигших известных величин в своих областях. Они тоже, наверное, достойны уважения за то, что вот в этих своих сегментах стали лучшими… Может быть,
Ш. Вполне вероятно, что так будет и со мной. Вот смотри Чекасин десять лет назад был признан лучшим саксофонистом и музыкантом года. В те годы он нашел свой сегмент, и по сию пору этим спекулирует. По опросу рижской газеты «Советская молодежь» а ты помнишь, ничего ведь больше не было, а в их опросе принимало участие до 40 критиков, лучшие силы! И все, как один: Чекасин, Чекасин, Чекасин. Потом на него мода прошла, все поняли, что он спекулирует и набросились на Гайворонского. Слава был несколько лет главным и в «Молодежи», и потом в журнале Стаса Намина… как он Л.
Ш. Вот! И там он тоже был главным, а потом мода тоже прошла. Взялись за Шилклопера. Три года уже это тянется, ну, годок еще я протяну. А потом и на меня мода пройдет. Хотя я тоже смотрю вокруг, ищу новые пути, слежу за направлениями… Мне и сейчас все интересно, хотя я теперь не так разбрасываюсь, как разбрасывался
П. Самое одиозное это «Алиса», наверное?
Ш. Просто жена Кости Кинчева работала в том же «Стасе», а по опросу «Стаса» в число лучших джазменов вошел я. Ну вот, они и решили пригласить на запись альбома группы «Алиса» под названием «Джаз» кого?
П. Лучшего джазмена, ясное дело!
Ш. Так оно и было. А до «Алисы» был еще «АукцЫон». А еще «Вежливый отказ»… там, скорее, была идея заменить Андрея Соловьева но я же не трубач! Вот я и старался
Л. Интересно было с ними работать?
Ш. Очень интересно. Прежде всего мне была интересна личность Макса Трефана он даже в этой группе сильно выделялся. Творческими амбициями, творческим потенциалом. Мне казалось, что он
Л. Мне до сих пор так кажется.
П. Вчера на дне рождения Летова Макса вербовали в группу «ДК».
Ш. А, меня Влад Макаров тоже звал, но я только приехал… никак не мог.
П. Макаров тоже теперь в «ДК» играет…
Ш. Вот оно как смешно выходит из «ДК» они все вышли, в «ДК» и вернулись… Летов ведь, когда мы познакомились с ним, тоже в «ДК» играл. Первый
II. Происхождение видов
Л. Ты происходишь из академической среды.
Ш. В общем, да. Образование академическое, хотя параллельно я играл рок на гитаре.
Л. ?!!
Ш. Да. Я снимал в ноль Deep Purple, Grand Funk. Позже влюбился в Yes наверное. по той причине, что в них чувствовалось образование и тот самый «академизм». По форме, по строению… Я услышал в них возможность сделать средствами
П. И как шли Tower Of Power на танцах?
Ш. Нормально шли. По мордам мы не получали. Я знаю другие случаи, когда за такую музыку ребятам доводилось схлопотать. На свадьбе их спросили: «ребята, а бибоп можете?». Они аж за сердце похватались на свадьбе! Просят! Бибоп! Конечно,
III. Альперин.
Начало и продолжение
Л. Скажи, а как с
Ш. С самого начала?
Л. Ну да.
Ш. Ты знаешь, я к нему не приглядывался. Я его услышал впервые и почувствовал сразу, что это тот самый персонаж, который хочет
Л. В каком составе он тогда играл?
Ш. Вначале я его услышал соло. А потом с Ширманом. Но вот с Ширманом я уже понял, что они начали просто изгаляться. Это была тотальная ирония. Хотя там было все… но иронии, как мне показалось, было больше, чем непосредственно музыки. А я тогда уже в «Три О» играл, и нам все это тоже уже было близко. Иронии было сколько угодно… Но за всем этим я видел, что Миша просто замечательный музыкант. (Внезапно оживившись). А ведь был у нас и совместный проект, «Три О» и Миша Альперин", ты этого наверняка не знаешь…
Л. Нет, не знаю.
Ш. Был. Вернее сказать, не «Три О», а я, Кириченко и Альперин. Он участвовал в нескольких наших концертах. Одну из пьес я до сих пор помню. Она нигде, конечно, не записана, но
П. А первая ваша запись была на «Conspiracy»?
Ш. Да. Но не трио. Там мы с Мишей играем дуэтом. Трио позже появилось. У трио, кстати, есть тоже запись из Цюриха альбом Live In Carlsruhe, но одна там есть вещь из Цюриха. Страшная вещь, где Сережа плачет. Настоящий плач… Но вернемся к Мише.
Л. Каково процентное соотношение композиции и импровизации в трио?
Ш. У Миши композиция довлеет над остальным. Все подчинено единой задаче, цели. Если внутри есть место импровизации, то его очень немного. Мало того, эмоциональное состояние специально придавливается, чтобы не выходить за рамки общего направления. Я сначала этого не понимал. Я с Мишей не спорил, но пытался иногда выйти за рамки, а он мне сразу:
Л. То есть Миша
Ш. Да, безусловно. И я уже стал это чувствовать. То есть я и раньше чувствовал, но не хотел принимать. У Миши есть четкое направление, он всегда представляет себе весь спектр работы. Конечно, сам процесс тоже интересен, но любое движение должно быть подчинено конечной цели. Мне это близко, и я это теперь принимаю безоговорочно. Правда, иногда я думаю:
IV. Как таковой
Л.
Ш. Сейчас уже нет, наверное.
Л. Но ты же чужой! Ты пришел не отсюда! Они варились в этом многие годы, а тут ты такой… странный.
Ш. Да, чужой. Хотя тот же Козлов меня приглашал к себе, Лукьянов приглашал… я получал ангажементы от тех самых музыкантов, которых мы традиционно считаем джазовыми.
Л. Я вот тут говорил с Х. Милейший человек, знаток музыки, не зашоренный, сам музыкант приличный. И тут он говорит мне: «По
Ш. Что такое джазмен, что такое блюзмен… где они, границы? Чтобы разговаривать с таким человеком, нужно договориться о терминах. Я под словом «джазмен» понимаю совершенно другое, чем многие. Это не обязательно связано с музыкой. Я могу встретить человека, который по своему внутреннему состоянию, по манере общаться, разговаривать, двигаться он джазмен.
Л. Есть классная история о том, как Бертран Тавернье заполучил в свой фильм «Round Midnight» Декстера Гордона. Он рассказывал, что на роль главного героя у него уже был профессиональный актер, который к тому же баловался джазом. Поигрывал, был в теме… И тут в Париж приехал Гордон. Тавернье, как давний поклонник джаза, пришел на концерт, а потом пошел за кулисы, чтобы выразить ему свои чувства. Он вошел туда как раз в тот момент, когда Декс шел в свою комнатку по коридорчику. И тогда, говорил Тавернье, я понял, что мне нужен именно он. Он так шел! Он шел, свингуя! Такая, полумедвежья походочка… Тавернье его уговаривал чуть ли не месяц, пока тот не согласился… Это он рассказывал Ухову, я с уховских слов эту историю знаю. В трехшаговом проходе по коридору Тавернье увидел все свое кино. Вот как!
Ш. Я в этом смысле не джазмен, конечно. Я эмоционально эту музыку чувствую, она во мне отзывается. Корни мои корни другие,
Л. Вчера на канале «Культура» Даниэль Ольбрыхский рассказывал о том, как в
Ш. Вот мы и вернулись к тому, что сегодня творится в нашем джазе. Тех, кто сегодня может играть так, а завтра абсолютно противоположно, не насилуя себя при этом, не
V. Эсперанто.
Межкультурные соединения.
Границы жанров
Ш. Теперь много таких проектов вот, Oregon с московским оркестром хорошую пластинку записал. И придумано хорошо, и сыграно… Единственно что у Таунера там слышны амбиции композиторские такие… Он хороший композитор. Но не Стравинский. А амбиций хватит и на Стравинского. И у нас
Л. А мне показалось, что там больше sound system, чем «афро» и «кельт».
Ш. Не знаю, мне нравится.
Л. С другой стороны, мне кажется, нельзя бесконечно размывать границы жанров. Границы должны быть четкими, чтобы было что размывать.
Ш. За
Л. Отправная точка. К ней тоже надо прийти, да?
Ш. Точно.
Л. Но вот вспомни, как Гиллеспи говорил Майлзу Дэвису про Чета Бейкера. Он говорил: «на западном побережье есть один белый котенок, который сожрет тебя со всеми твоими потрохами». Этого не случилось по ряду причин. Но в тот момент Диззи рассматривал их обоих в одной весовой категории. Бейкер не стал гениальным музыкантом, Дэвис стал. Но Чет Бейкер в той ипостаси, в которой он остался, для меня до сих пор непревзойденная величина… Там куча всяких социальных проблем, межличностных, наркотики… но он играл чище, чем Майлз. Фразировка более точная… но Дэвис шел дальше.
Ш. Он так и остался котенком. Я видел видео с одного из последних концертов Бейкера. Это было грустное зрелище… Их нельзя равнять с Дэвисом. Конечно, у Бейкера чище тон, фразировка, но он играл музыку. Дэвис играл состояние. Всегда. Он был то, что мы и называем джаз. Ему всегда хотелось большего. Поскольку я академический человек, то для меня и то, и другое интересно в одинаковой степени. Вот если бы Бейкер дошел до того, до чего дошел Дэвис… я бы отдал предпочтение ему. Именно
VI. Без ансамбля
Л. А какой ты на своих сольниках, которые ты записываешь «в одну глотку»? Я помню, на Hornology странная была реакция. Альбом долго не принимали, со скепсисом к нему относились…
Ш. Интересно. Я этого не знал.
Л. Тебя привыкли видеть в
Ш. Но я ведь и до этого играл почти все пьесы оттуда живьем.
Л. Консерва это другое дело. На концерте получаешь одномоментное эмоциональное воздействие, а здесь ты можешь вернуться к треку, к сегменту трека, переслушать…
Ш. Задача стояла очень простая. Валторна инструмент очень ограниченный и консервативный, до сих пор и во всем мире, я могу говорить об этом уверенно, поскольку объездил кучу валторновых фестивалей, и на них я звезда. В Америке вот недавно был 700 валторнистов аплодировали стоя. Я сломал валторновый мир, сломал отношение к инструменту. Были и другие, но они не очень заметно это делали. Именно по той причине, что они джазмены. Они играли звуком, похожим на тромбон, и классики их не замечали. И вдруг появился
Л. И электроника тоже народ напрягала. А мне сразу все это понравилось, я проникся драматургией альбома, его красотой. Музыка твоя производила ощущение устоявшейся традиции, но при этом была совершенно открытой системой для восприятия, для любых трактовок.
Ш. Странно: очень нравится детям. Мне много говорили об этом. Альбом, конечно, давно живет своей жизнью, и я не могу отслеживать, на кого он производит какое впечаление. Но я знаю, что эту музыку использует Венская танцевальная компания, первую пьесу использовали «Итоги»… В этом смысле альбом не джазовый. И не фольклорный, скорее
Л. Это такое звуковое пространство, в котором очень хорошо находиться. Позитивная очень пластинка.
Ш. Мне кажется, что да. Я вообще человек позитивный. Там есть я смотрю сейчас со стороны то состояние, которое можно назвать джазом. Не кайф, не радость от очередного соло… Ведь джаз это огромный чувственный спектр. От печали до экстаза.
Л. Хорошо, а Pilatus?
Ш. Немножко другая история. Тут появился альпийский рог, появились идеи, связанные с обертоновым рядом, и, естественно, это навевает
Man Music • №3- октябрь 2001