От составителя часть 1 Происхождение часть 2 Техника и сущность часть 3 Дмитрий Шостакович часть 4 часть 5 часть 6 часть 9 часть 10 Выступления, статьи, заметки Шнитке часть 11 Музыканты, художники о Шнитке
|
Вместо послесловия
В апреле 1992 года мы встретились в Амстердаме. Незадолго перед тем я побывал у Альфреда в Гамбурге приезжал на Рождество. Мы виделись каждый день, и, несмотря на случившийся с ним в июле повторный инсульт, он был активен, разговорчив и, как всегда, необыкновенно интересен, может быть, лишь чуть более нервозен, чем раньше. Разговаривая, я не чувствовал никаких следов болезни, и мне показалось, что ход его мыслей в целом стал даже более сложным, требующим большего внимания и концентрации (как, впрочем, и его музыка сегодня).
Альфред сочиняет почти все время, делая перерывы только для сна и еды. Правда, и в Гамбурге, ухоженном и аккуратном, он
Непосредственно перед Амстердамом я вновь побывал в его московской квартире, ища по просьбе Альфреда и Ирины
С Амстердамом у Альфреда связана не только премьера Жизни с идиотом: как известно, по заказу Амстердамского оркестра Концертгебау писалась Пятая симфония. Да и вообще Амстердам нравится Альфреду: город этот гораздо более «полистилистичен», менее стерилен, нежели Гамбург здесь в одно и то же время происходит большее число разных, контрастных событий, сочетаясь порой в причудливой мозаике как на «панорамных» картинах Брейгеля.
Но даже в этом привычном ко всему городе премьера оперы Альфреда воспринималась как нечто непривычное. Уж очень необычным для европейцев казалось сочетание шокирующего языка рассказа Виктора Ерофеева с его неявной метафорикой и музыки Альфреда, в которой проницательные музыканты сразу увидели прямое продолжение традиций опер Альбана Берга и Носа Шостаковича.
Я помню, как Альфред был увлечен либретто Жизни с идиотом, когда только начинал писать оперу. Для многих, и для меня в том числе, эта егоувлеченность была непонятна. Альфред говорил тогда, что обязательно надо писать то, что кажется совершенно невозможным, невероятным, несбыточным только такое и может получиться… И действительно, несколько лет назад идея писать оперу по мотивам полупорнографического рассказа о Ленине казалась безумной… На мой вопрос, чем ему так нравится этот сюжет, он отвечал тогда: «Я просто слышу это как оперу, это идеальное оперное либретто».
Партитура действительно кажется написанной быстро, без особых сомнений. Первый акт разворачивается в лихорадочно быстром темпе, второй слушается иначе, воплощая дление отвращения, мучительную тоску жизни с идиотом. Любопытно, что само либретто написано таким образом, что главные персонажи «Я», Жена, Вова, Марсель Пруст, Сторож почти не общаются меж собой. В тексте, практически лишенном диалогов, большую роль играют
Эту особенность Альфред подчеркнул в музыке. В ней, как и раньше в его сочинениях, много столкновений разного материала намеренно равнодушных, казенных слов главного героя, «Я», или Сторожа пристанища идиотов, где герой выбирает себе Вову, бурных, ухарских «токкат»разудалых сексуальных сцен,
Да и в целом, создавая сатирическую оперу, Альфред написал все же и нечто иное очень мрачное и трагическое сочинение, значительно «приподняв» многие образы над уровнем политической или бытовой сатиры. В этом смысле Ерофееву повезло: Альфред, стал одним из немногих его а д е к в а т н ы х читателей. «Ерофеев, говорит Альфред, это очень сложная фигура. Думаю, сейчас бы он уже не написал такого.
Он писал это, когда был „зажат“, пытаясь установить временный контакт с Советским Союзом и с самим собой. Жизнь с идиотом очень яркий, парадоксальный рассказ самое талантливое сочинение из всех, что я у него знаю».
«Жизнь с идиотом полна неожиданностей» этой декларацией хора начинается опера, в пародийном плане, как мне показалось, повторяя интонации помпезного пролога к некой большой эпической опере, типа Войны и мира Прокофьева. И действительно, все последующее разворачивается как стремительная цепь сюрпризов смешных, отвратительных, пугающих, шокирующих. Каждый волен
И тут становится понятным, зачем Альфред написал эту музыку. По егособственному признанию, это еще один эскиз, еще одна ступень к Фаусту. «Бывают такие темы, говорит Альфред, которыми всю жизнь занимаешься и никак не можешь довести их до конца. „Фауст“ и есть моя главная тема, и я уже ее немножко боюсь…»
Спрашиваю о Фаусте. «Он вчерне написан весь, говорит Альфред. -Есть ряд проблем: в частности, во втором акте будет электронная музыка мы здесь сотрудничаем с Андреем (Шнитке. А.И.). И потом: то, что написано, оказывается, слишком длинно
…Как ты живешь сейчас, спросил я Альфреда на следующий день после премьеры, чувствуешь ли, что стал писать иначе, что твоя музыка, твои взгляды изменились под влиянием жизни в Германии?
- Моя жизнь, отвечал он, теперь в сильной степени окрашена инсультом, который у меня был. Я чувствую его последствия, к сожалению, очень сильно. Вместе с тем у меня появилось ощущение, что я стал быстрее писать. Могу судить по тем двум сочинениям, которые я сейчас уже написал в черновиках, это Третья соната для фортепиано и Шестая симфония. В ту же секунду, когда возникает идея
Апрель 1992 г.