часть 6 часть 7 часть 9 часть 10 Выступления, статьи, заметки Шнитке часть 11 Музыканты, художники о Шнитке
|
Объединение Германии. Жизнь в Германии и в России. Отношение к публике.- Право быть самим
- Сегодня мы беседуем накануне объединения Германии. Раньше ты говорил, что единственное место на земле, где ты чувствуешь себя достаточно спокойно,- это Западный Берлин, как бы граница двух миров. Но сегодня Западного Берлина больше нет.
А. Ш. Он перестал быть в тот момент, когда я его нашел.
- Как ты воспринимаешь объединение Германии?
А. Ш. В принципе это опоздало на сорок пять лет, это давно должно было произойти. Это все ужасно несправедливо, несмотря на то, что Германия во многом виновата. Стена, ГДР с ее стукаческой системой, такой «Главстук», слава Богу, все уходит. Но новые проблемы, еще вчера казавшиеся нереальными, сегодня стали реальными. В частности, проблема тех и других немцев. Сколько лет будет происходить психологическое воссоединение неизвестно. Сколько лет будет преодолеваться комплекс неполноценности у восточных немцев? Сколько лет будет продолжаться теневой «стук»? Сколько лет будет продолжаться расцвет реакции как неизбежное изживание того, что длилось сорок пять лет в ГДР?
Германия формально воссоединилась. Но мы не знаем, что будет дальше. Для меня не может быть справедливым, что мы отрезали Восточную Пруссию, а к Польше отошла другая часть Германии. Значит, не было Кенигсберга? Канта не было? Психологически и исторически с этим примириться невозможно. Как быть с теми людьми, которые были выселены с этих территорий? Можно лишь надеяться на то, что все это пройдет мирно, но нельзя быть уверенным в этом.
- Как ты относишься к идее сделать из Калининградской области новую Республику немцев Поволжья?
А. Ш. Все здешние немцы от этого категорически отказались. И я с ними согласен. Ведь на что это похоже? Гонят зайца дальше!
Это так же, как крымские татары, как
Наверное, самое разумное для советских немцев эмигрировать в Германию, пожертвовав теперешним поколением. Потому что ясно, что эмиграция всегда это гибель для одного поколения, которое не сможет прижиться там, но и шанс, что их дети и внуки все же войдут в ту жизнь. И это
Среди неисчислимых последствий сталинского кошмара национальные проблемы, которые сейчас удесятирились. Это зло, многоступенное зло, которое не утихомиришь и в течение нескольких десятилетий.
- Ты говоришь, что эмиграция это шанс для будущих поколений? Ты сам теперь бываешь в Москве значительно реже, чем на Западе. Какие твои личные ощущения в Германии, какой смысл для тебя имеет жизнь там сейчас?
А. Ш. Три года уже растет количество мотаний по всему миру. Я приучил себя работать где угодно и когда угодно. Еще пять лет назад, когда всякая поездка была для меня событием, мне нужно было привыкать. Теперь же я могу работать всюду.
Чисто же психологически, когда я попадаю на Запад, я словно выключаюсь в другой мир, где с меня сваливается огромный груз, который ежесекундно здесь. Во Франкфурте, ожидая аэрофлотовский самолет, я его уже чувствую. Один вид наших стюардесс, одно то, что в самолет надо садиться через автобус… Когда ты приезжаешь сюда, ты уже весь дрожишь. Спиной, шкурой ты чувствуешь здесь невероятную опасность она разлита везде. Невзирая на огромное число плюсов газеты, телевидение и т. д. Потому что все эти плюсы имеют важное духовное, религиозное, эстетическое,- но не реальное значение. А зло имеет именно реальное проявление. И самое сильное проявление зла в том, что все законы, все решения это все туфта.
Существуют три силы опасные и злые. КГБ, армия, партия все, что было,- все это и сейчас (в 1990 г.- А.И.) существует, и они
Есть еще две. Первая в
Все эти три негативные силы взаимодействуют, хотя и враждуют. Мы видим следы их взаимодействия. Оказывается, существует приказ по войскам в случае любых происшествий не вмешиваться. Это чудовищно. Значит, Память завтра начнет всех громить,- а вникать в это будет милиция,- а милиция на стороне Памяти. Убийство отца Александра Меня до сих пор не расшифровано.
- Ну, а как ты себя чувствуешь, живя в Германии?
А. Ш. На Западе есть конкуренция всех людей, которая длится всю жизнь и продолжается после жизни. И это хорошо, хотя и жестоко. Потому что вынуждает человека все время оставаться во вздернутом состоянии. Вместе с тем, внешне эта вздернутость норма, а не крайность.
Вспомним развитие авангарда. Штокхаузен, Ноно, Булез остались. Но почти нет внимания к Пуссеру, который был на равных с ними. Да, имя остается. Но
- Нет ли у тебя ощущения, что западная публика более рутинная?
А. Ш. Да, я это ощутил. Я невольно, вопреки своему желанию, всегда заражаюсь от публики ее отношением. В 1977 году, в поездке с Гидоном, сидя в оркестре на сцене в качестве клавесиниста, я чувствовал, как публика реагирует на мою музыку. И было ясно, что в сущности вся новая мyзыка для них нeкий монстр. К Cтравинскому они вроде привыкли. Но к Шенбергу, Веберну, Бергу уже не так. А дальше… Я сразу почувствовал, что на Западе публика менее заинтересована. Здесь, в Москве, проявляя некий энтузиазм, публика прощает композитору свое непонимание. На Западе это невозможно. И поэтому там более жестокое, но более трезвое суждение. Могут выйти и хлопнуть дверью. Это жестоко, но хорошо: суждение должно быть окончательным. А все, упакованное во внимание, не является окончательным суждением.
- Но это не заставляет тебя писать иначе?
А. Ш. Нет, я с публикой только на концерте не раньше и не позже. Никаких воздействий на меня
- Насколько я знаю, ты очень ценишь то, что делает Ноно. Но сам ты никогда ничего подобного не пишешь.
А. Ш. Нет, этого я не делал и не буду делать. Каждый делает то, что он должен делать. Я мог бы придумать себе много очень интересных поворотов. Но придумать головой, сами собой они бы во мне не возникали. Поэтому, если в молодости это неизбежно, и многое в развитии человека определяется не только его натурой, но и внешними воздействиями другого, то для меня во всяком случае это невозможно. Я могу сказать, что
- Но тебя не мучит, что ты упускаешь
А. Ш. Нет. В
- Но бывают повороты… Например, у тебя после болезни произошел поворот, ты стал писать иначе.
А. Ш. Да, есть, конечно,
-
А. Ш. Ну, программы исчезли. Жанровое? Оно есть в Пятой симфонии (малеровская часть). Покаянные стихи сочинения, более соответствующего месту и жанру, я не писал. В конце Второго виолончельного концерта тема взята из фильма Агония. То есть, это все сохранилось.
Раньше я сочинял, исходя из сверху видимой формы, постепенно заполняемой деталями, а сейчас я больше сочиняю, исходя из ежесекундно живого момента, который может меняться. Для меня появилось сейчас то, чего я больше всего всегда хотел, но чего не было: появилась бесконечность каждой секунды. Появилась бесконечность нити. Я знаю, что сочинение формально заканчивается, но в действительности оно никогда не заканчивается. Нет последней точки.
Но все рефлексивные самооценки это очень опасная вещь. Как только ты от
Я понимаю, почему Шостакович не читал того, что о нем писалось. Он избегал простой раздраженности всем этим ведь ложь есть всегда, даже в твоих собственных словах. Не найдя точной формулировки, а найдя приблизительную, ты дашь повод развиться
- Представляешь ли ты себе сразу инструментовку, когда пишешь?
А.Ш.
- И так всегда?
А. Ш. Есть исключения: Pianissimo, где вообще все очень точно было рассчитано, задумывалось сразу, «в оркестре».
- Оркестровые составы твоих сочинений при большом внутреннем разнообразии в целом все же однотипны, ориентированы на классическую модель оркестра, «имидж» классики. Есть ли неординарные случаи?
А. Ш. Есть «перекосы». Например, в Альтовом концерте нет скрипок. Или, скажем, нестандартный состав Четвертой симфонии. Не знаю, может быть, и это ты назовешь «имиджем классики»,- потому что, даже при странных составах, все равно они расшифровываются как тематически трактованный «остаток» оркестра. Даже в Музыке к воображаемому спектаклю. Но так можно прийти к тому, что один солирующий инструмент будет трактоваться как «остаток» оркестра. Я хочу сказать, что происхождение составов действительно, традиционное, но поворот может выглядеть иначе.
- Мог бы ты написать
А. Ш. Принципиально я не хочу целым рядом вещей заниматься, но это не означает, что я их отвергаю. Я их отвергаю для себя. Я знаю точно, что электронная мyзыка это не мой мир, и я не буду туда соваться. Так же как не мой мир то, что хорошо получается у Сони или Артемова,- обращение с ударными. Это у меня не получается. Или это не получалось вовсе как Жизнеописание (Lebenslauf), или получалось благодаря участию посторонней идеи как в Трех сценах. Я, как видишь, честно пытался. И вот что я тебе скажу: в
- Сейчас многие пишут длинные композиции, состоящие из немногих звуков. Кнайфель, Сильвестров, Корндорф. В Москве проводится фестиваль «минимальной» музыки. При всех различиях, все это музыка, которая отрицает развитие. Мог бы ты писать подобную музыку?
А. Ш. Не знаю. Что опыты такие были и продолжались да, мне бывало интересно это попробовать. В
- Это не твое ощущение времени?
А. Ш. Нет! Я могу на него переключаться иногда. Для меня переключение на другое время это Эпилог Пер Гюнта.