Прежде всего, однако, следовало ожидать тех, для кого разъезды с концертами были, по тем или иным причинам, предприятием наиважнейшим, и чьи сборы могли быть гарантированными и они не заставили себя ждать. Разношерстные кабацкие звезды шустро замелькали на узком и вытянутом израильском небосводе, и наиболее закрепившиеся с годами на
В то же время те, кто действительно посвятил себя в бурные
Демонстративная неотмирность с середины
Однако, как показывает время, в таких случаях лучше поздно, чем слишком рано. Февраль чудесная пора, а
По части реакций на происходящее собравшиеся проявили похвальную слаженность, несмотря на разношерстность в том числе возрастную: в толпе мелькали лица весьма почтенного для подобных мероприятий возраста. Впрочем, относительно зрелый возраст среднего зрителя оказался явно не последней причиной пристойного поведения публики а оно было таковым хотя, возможно, чисто внешние факторы к примеру, представительность места действия сыграли свою роль; трудно недооценить и благотворное воздействие бритоголовых молодцев, как бы шагнувших из некоего смежного мира один их вид настраивал входящих на серьёзный лад во всяком случае, желание скакать от избытка эмоций по дорогим креслам, зазоры меж коими были раздражающе
Трудно было бы попытаться уяснить, какой процент зрительской массы вполне представлял себе характер ожидаемого действа предположительно, для многих было довольно одного лишь имени так или иначе, долгожданный гость, явив с благопристойным менее, чем на полчаса опозданием свой концептуально небритый лик
В костюме холщовой недотыкомки и геральдической щетине, Мамонов с первой же минуты покорил святою серьезностью игры публику и заставил ее повиноваться по меньшей мере, собственным (ее, публики) домыслам. Прыгая по сцене изломанным журавлем, словно пытаясь приумножить число обитающих на ней за счет частей самого себя, то шипя, то вопя на них, кидая злобные взгляды в зал в поисках недостающих партнеров, разбрасывая вокруг нити жемчужной в свете прожекторов слюны, подобной невиданному спецэффекту ежеминутно бывал он награжден взрывами хохота, своевременность и уместность которых вызывала подчас немалые сомнения. Иные же аплодисменты к примеру, по поводу испития стакана притом, по замыслу исполнителя, явно простой воды не могли не умилять. Но и смутить его, видавшего и не такое, тоже не могли, разве что иные, нелепые, но громогласные изъявления побуждали порой метнуть по их адресу особо грозный взор после чего те, испужавшись, смолкали.
В интермедиях, заботливо введенных в канву спектакля, дабы не докучать зрителям излишне плавным развертываньем сюжета был виновник торжества хорош не менее. Брал ли он в руки эл. гитару чтоб не забывали, к кому пришли делая вид, что пляшет на шатких мостиках холода в то время, как оные на деле распирали его изнутри кусочками льда, заставляя изгибаться по прихоти своих колких изломов; становился ли по стойке смирно, пространно цитируя растворенного в густом супе перформанса Пригова. Последнее обстоятельство, очевидно, ускользнуло от ряда присутствующих, реагировавших
Поскольку главное действо возвращалось на круги своя, постепенно возникали на сцене его реальные герои тряпичные, продолжительность участия коих в спектакле могла показаться незначительной знакомому с ним заочно, однако это с лихвой окупалось поведением их пастыря, не скрывавшего восторг по поводу обретения долгожданных партнеров, способных разделить депрессивные тяготы Одного Актера. С неподдельной нежностью обнимая своих питомцев за узкие плечи, встревожено вглядывался он в глаза зрителей, тщась прочесть в них приговор заблудшим синтетическим душам и опять же не обманулся: приговор, судя по уровню эмоций был близок к высшей мере.
Кульминация представления, закономерно наступающая в последнем эпизоде, когда главный, и все же единственный, Герой
Явно не желая оставлять благодарных зрителей в подавленном состоянии, Петр Николаевич не замедлил порадовать их повторным появлением на краю сцены, избегая нарушить эффект опущенного занавеса, без зловредного балахона но с многообещающей гитарой на плече. Перебирая лирически струны, П.Н. завел с залом беседу, которую поначалу можно было счесть импровизацией; однако подчеркнутая монотонность речи и откровенно потусторонний набор слов быстро избавили зал от необходимости поддерживать разговор, сведя его к приятному и удобному для всех монологу, по окончанию которого умиротворенная аудитория была уже вполне готова распрощаться с дорогим гостем.
Но нет Гость не был готов распрощаться, не поставив приличествующую оказии точку. Едва исчезнув из поля зрения, он снова возник на фоне занавеса пересекая сцену лихими прыжками, сопровождая их истошными воплями: «Звуки му! Звуки му!» и уж тогда пропал безвозвратно.
P. S. Будет уместным упомянуть, что мнения постфактум касательно этого финального пассажа разделились: иные сетовали, что Петр Николаевич уронили себя, возжелав потакать наиболее низменной части аудитории; другие, напротив, уверяли, что это был тонкий и продуманный реверанс публике в точном соответствии с ее тонкой и продуманной реакцией на спектакль. Пусть будут правы и те и другие: Высшему Отставнику волею которого, как любит говаривать Мамонов, обусловлен всякий поступок а стало быть, и эти чудные прыжки наверняка лучше знать, кому что предназначалось.
Петра Мамонова (не Папанова), вероятно, нет особой необходимости представлять в той или иной ипостаси его многоплановой деятельности на ниве культурного производства. Музыкальное шоу, стихи, театральное действо, кино вот основные формы мамоновского экзистенса, видные сегодня с высоты исторически птичьего полёта. Кому-то
Мамонов впервые приехал в Израиль. Он дал незабываемое представление в БатЯмском «Доме Культуры» (см. Врез), представляющее собой его моноспектакль «Если жизнь на Марксе» (по мотивам чеховского «Предложения») и заодно сподобился (за день до того) принять членов редколлегии альманаха «Топология Междустрочья» в его тельавивском набережном пристанище, что волею судьбы определилось на улице именованной в честь знаменитого «воскресителя» языка иврит Элиэзера Бен Йегуды.
Мы говорили о самых разных вещах.. В основном о Боге, Мамонове, Абсолюте, разнообразных Батюшках (вариантах
Методологическое замечание: Здесь в этой почти стенографической записи нашего разговора, мы постарались (в меру сил) донести по возможности более точно все именно мамоновские (а не, слегка, модифицированные наши) слова, эмоции, специфическую Петровскую фонетику. Пусть, и в ущерб «комильфотному» журнализму.
Мамонов начал неожиданно. Сразу взял быка за рога. Стал подчеркнуто тихо говорить о винилах. Почему о винилах и почему говорить вопросы к нему самому. Но говорил хорошо. В смысле гладко. В смысле лаконикосладко. В смысле вполне фантастично. Без пустобрёхства, но и без реализма. Просто.
А, между тем, разговор начался, как ни странно, с винильностей, с пластмассового звука, с надежной (по Мамонову) обретаемости оного. С иглы, которая режет черную гладь пластинки и за которой, словно за острым килем корабля, водяно сходится расплавляемая поверхность диска… Вспоминалась «лунная дорожка», та, что «блистает серебром» и она же «идет за мной как след за кораблём».
Петр.Мамонов. Принцип действия пластинки, иглы…
Денис.Иоффе. Острие несколько деформирует её…
П. М. Игла плавит пластмассу трением. Поэтому, если винил хороший, то игла проникает до донышка дорожки. А после сплавляется обратно. И если винил хороший, то он сплавляется обратно правильно. Не трещит.
Д. И. Прямо так и сплавляется?
П. М. Да. Застывает. После того, как игла трением расплавляет пластмассу, то за ней, как за кораблём вода сходятся волны да? Так и тут. Если винил хороший, то как он восстанавливается после расплавки будет идентично первоначальной конструкции. А если винил плохой… То двадцать раз прослушал плохо. Каждый раз не то. Поэтому треск. А в шестидесятых годах был очень качественный винил. Особенно на известных фирмах. Поэтому эти пластинки стоят очень дорого. Кроме того, что они редки по музыке, они очень высокого качества.
Д. И. Вот, когда прошлым летом тут был Ханс Иоахим Роделиус он продавал свои винилы по сколько? По тридцать баков?
Михаил.Клебанов. -Он их, насколько я помню, продавал не слишком дорого. Но, ведь это были сплошные раритеты. Потому что сейчас они почти не сохранились. Да и они не издавались в последнее время…
П. М. Нет, отчего же… Сейчас опять стал издаваться тяжелый винил. Так называемый толстый винил.
Д. И. Да, да.
П. М. На нём издают
Д. И. Но, это маленькими тиражами…
П. М. Довольно большими. А сейчас сделали ещё новую систему. Очень тяжелая игла. Семь грамм. И супержёсткий винил. Очень большое давление. Качество вообще потрясающее. Очень толстая пластинка такая. Очень глубокая дорожка.
Д. И. Но и всё же, есть некое запрограммированное количество раз, при которых пластинка может быть полноценно прослушана…
П. М. Да нет же. Я же объяснил. Что если винил хороший, то его можно слушать бесконечное количество раз. Ну, может и не бесконечное, но на наш век хватит. Это зависит от качества пластмассы…
Д. И. Да, это всё наверное так.. Но вы понимаете, мы находимся в несколько ином мире… Полностью чуждом всем этим «аналоговым» действиям… Мире, скорее цифровом…
П. М. Вот вы и находитесь. Тот где хочет там и находится. Правильно? Тот что хочет тот это и имеет. Если хотите иметь суету и материальные ориентиры, то это и получите…
Д. И. Но, расскажите пожалуйста, вот вы приехали сюда… Это, ведь ваш первый визит?
П. М. В Израиль да.
Д. И. Вот. Ну и как вы ощущаете себя тут у нас. Терра сакра имманентно присутствующий абсолют… Ваша конфессиональность чувствует здесь обретение божества?
П. М. Не понимаю о чем вы. Имманентный абсолют… Я так не ругаюсь.
Д. И. В плане вашего отношения к Богу.
П. М. К Богу? Я верующий. Православный христианин. Восточная церковь.
Д. И. Имеет ли ваше вера отношение к визиту сюда.
П. М. Нет.
Д. И. Никак вообще не связано?
П. М. Ну, что значит никак не связано.. Конкретно нет. Но на самом деле всем, конечно, управляет Господь.
Д. И. Но вы чувствуете некий особый импульс здесь?
П. М. А мне чувствовать зачем? Это мне не надо.
М. К. Это могли бы быть импульсы, которые…
Д. И. Может это происходит
П. М. Моя задача призывать Бога в себя. Чтобы Он был во мне. А дальше…
Д. И. В обители божьей Иерусалиме побывали уже?
П. М. Нет ещё. Но, я об этом не думаю то о чём вы спрашиваете. У меня на это ответов готовых нет. Я думаю только о том как бы мою жизнь почистить, чтобы Бог пробыл
Д. И. Но бог, выходит, не имеет особого отношения…
П. М. Бог имеет отношение ко всему.
Д. И. Конечно. Но, к
П. М. Вот, скажем пропали очки попросите у Господа тут же найдутся. И так далее. И Голос Он имеет всюду. Во всём и всегда. Вечно. А мы ложь… Вот… Мы с вами это ложь.
Д. И. Однако, мы вообще лишь пассивно снимся. Будде…
П. М. Мы ложь, ложь. Правда одна Бог. А мы ложь. Поэтому нам нашим разумом решать нечего. Надо на Господа уповать.
Д. И. А ваши взаимоотношения с религией как таковой…
П. М. Я ж вам уже сказал. Я верующий.
Д. И. Эксклюзивно христианский?
П. М. Православный, христианский. Восточная церковь.
Д. И. А ваше отношение к, скажем, Буддизму? Исламу?
П. М. Никакого.
(закуривает)
Д. И. Тогда, что это всё? Ошибки?
П. М. Это всё ересь.
М. К. Просто дело в том, что многие артисты, которые приезжали сюда на гастроли всегда очень любили акцентировать тот факт, что они приезжают именно в эээ «Палестину», и чувствуют некое сближение с присутствием Бога. Определённое сближение с тем, с чем это место ассоциировалось на протяжении времени…
П. М. Ну… святые места конечно есть…
М. К. Я никогда не знал насколько серьёзно к этому можно относиться… но у вас нет никакого своего отношения к этому… Как вы в целом относитесь к подобным вещам?
П. М. С благоговением.
М. К. То есть у вас наблюдается ощущение некоторой зависимости…
П. М. А как же иначе… Как же иначе… Повсюду, где святые места… Вот мы были в Киеве это очень намоленный, такой святой город.
Д. И. Но вы себя не ощущаете в ро…
(перебивает)
П. М. Я себя не ощущаю. Нет.
Д. И. Как интересно. То есть в вас нет паломнического аспекта.
П. М. Тут вообще не о том речь. Что об этом говорить? Я же вам ответил. На все воля Господа. И раз я тут, то значит так надо. А моё дело вообще не в этом. Моё дело чистить собственную грязь.
Д. И. В плане корней?
П. М. Не в плане, а чистить. Вот я говно, вот надо чистить. Вы тоже. Тогда Бог будет чаще вам…
М. К. Но и ваш визит в этой связи тоже неслучаен.
П. М. Наверное. Наверное. Я об этом не думаю и думать мне об этом не надо. Мне следовать надо. Следовать. Законам, по которым я стараюсь жить. Вот вся моя задача. Остальное всё мысли… Ложь.
М. К. Вы действительно решили приехать, потому что…
П. М. Не решал я. Ничего.
М. К. Потому, что почувствовали некую…
П. М. Я не чувствую. Не решал. Мне сказали -"едем в Израиль". Едем. У меня есть директор, менеджер. Вот ребята (показывает рукой на сидящих В.Левина и Л.Улицкого) устроили. Я ничего не решал.
Д. И. Но вы знаете… Некоторые русские классики… Например Гоголь. Здесь бывал до вас и чувствовал некий зов этой топографии, необходимость как бы приобщиться…
П. М. О других ничего не могу сказать.
Д. И. То есть их опыт и ваш совершенно изолирован. Не тождественен. Не связан никак.
П. М. О себе только могу сказать.
Д. И. Ваше отношение к русскому канону, к русским классикам. От Гоголя до графа Толстого.
П. М. Я же их не знаю. Я с ними не был знаком. Как же мне относиться…
Д. И. Их творчество?
П. М. Китайский язык.
Д. И. Граф Толстой вас
П. М. Китайский.
Д. И. Его дневники?
П. М. Китайский. Читаю и не понимаю о чём идёт речь Вот я ж не знаю… Скажем открываю Толстого книжку…
Д. И. Какую?
П. М. Ну, практически любую уже сейчас… Раньше я это любил… А сейчас открываю и с ужасом вижу, что мне там нечего… Я не понимаю о чём это. А тут открываю святых отцов. Там сразу идёт речь о том, о чём мне очень сильно надо. И вот он ответ. И вот он путь. И всё ясно как и что…
Д. И. И кто из этих отцов конкретно?
П. М. Многие. Многие. Все… все…
Д. И. А именно, кто? Августин, Эриуджена?
П. М. Нет, нет, зачем… Я что католик, что ли?
Д. И. Так выходит Григорий Богослов?
П. М. Все, Исак Сирин, Заточник… Я всё читаю это всё от Господа, нам дано, чтобы следовать…
Д. И. А каково ваше отношение к другим конфессиям?
П. М. Ересь.
Д. И. Что же значит ересь?
П. М. Ересь значит ересь. Неправильно.
Д. И. Ересь значит искоренять, вырубать…
П. М. Ну, не знаю. Искоренять дело не моё.
Д. И. Ну, а ваша позиция.
П. М. У меня нет позиции.
Д. И. Хорошо- ваша
П.М. У верующего человека нет позиции. У него позиция одна близость к Господу.
Д. И. Ну, а как вы артикулируете вашу веру?
П. М. Гм… «артикулируете»… Это вообще что? Вы будьте попроще и народ к вам потянется…
Д. И. Возможно, я не особо жажду такого сценария…
П. М. Тогда зачем вы сюда ко мне пришли?
Д. И. А вы сами ходите в
П.М. Я хожу в храм, да. Я прихожанин. Там где я живу хожу. На службы…
Д. И. Храм является тем местом, где…
П.М. Дух Святой.
Д. И. Дух Божий обретается…
П.М. Не «Божий», но «Святой».
Д. И. Он всегда сакрален…
П.М. Не врубился…
Д. И. Он может имманентно присутствовать в разных местах…
П.М. Дух Святой. Отец, Сын и Дух Святой. Три ипостаси Господа. Три. Может, конечно, быть всюду. В каждой утренней молитве мы его призываем в себя. Ну, а есть места
Д. И. Ну, хорошо. А интересно как проявлялись ваши отношения с духом святым во время контактом с небезызвестным музыкантом Брайаном Ино весьма проблематичным христианином.? Он например, завзятый эротоман…
П.М. С Брайаном? Ничего, нормально.
Д. И. Он был вам интересен как музыкант, или же как некий интердисциплинарный персонаж, поддерживающий определённую музыкальную субкультуру?
П.М. Всё что вокруг нас происходит можно назвать лишь с большой натяжкой «реальностью». Вот меня вчера девушка одна спрашивала «Ну как вам в Израиле?»… Я говорю «А как?» Всюду одно и то же.
Д. И. Ну а Ино?
П.М. Брайан такой же человек как вы, как я…
Д. И. Ну, вот, скажем он, говорят, ценил вас как поэта… А, за что? Как он узнавал…
П.М. Не знаю это вы у него спросите.
М. К. А как вы друг друга нашли? Это произошло изначально России?
П. М. Ну, он такой ищущий парень…Поэтому он приехал в Москву, смотрел
М. К. После этого он сам…
П. М. Мы подружились…
М. К. То есть он, по своей инициативе пригласил вас…
П. М. Он хороший, хороший. Но, вообще Брайан, не Брайан
Д. И. Известно высказывание, что он де вас ценил не как
П. М. Он так говорил.
Д. И. Очень интересно на основании чего. То есть какие конкретно, тексты он…
П. М. Я не знаю. Ну, вот он так говорил. В интервью таким же как вы людям. Дескать это не
Д. И. В были знакомы с его младшим братом?
П. М. С Роджером? Мы у него выпили всё вино. Он коллекционировал вино. Он уехал на гастроли в Португалию. А нас сдуру поселили у него дома.
М. К. Почему сдуру?
П. М. Так сдуру выяснил потом уже. Мы смотрим в холодильнике стоит джин, виски, всё такое…Ну, мы думаем это наверное дорого, это нельзя трогать. А вот в шкафу, смотрим бутылок сорок вина. Валяются.
Д. И. Он человек рафинированный…
П. М. Не знаю какой он человек, но он всё понял и никаких обид особенных не возникло.
М. К. Он человек с юмором.
П. М. Сначала, конечно, он был белый. Но потом он сказал, что в Лондоне подобного ещё не происходило, поэтому это останется навсегда.
Д. И. Ну что вы бы сказали о ваших отношениях с другими музыкантами… Например Джоном Кейлом или Харольдом Баддом…
П. М. Я живу один. А их я слушаю на пластиночках. Харольда Бадда я очень люблю. Очень. Это настоящий композитор высочайшего класса. Я счастлив, что так случилось, что я был с ним лично знаком.
М. К. Как это происходило?
П. М. У Брайана. Он же сам опаловский…
(«Опал» фирма по производству дисков музыки, близкой по духу Б. Ино, руководимая четой
Д. И. А, ведь, американский…
П. М. Всё равно он же опаловский, это их компания…
Д. И. Ныне «Опала» вроде как и нет совсем…
П. М. Харольд Бадд такой англичанин…
М. К. Он калифорниец.
П. М. Калифорниец? Как интересно…
Д. И. Есть у него даже специальный диск, посвященный этому топосу…
М. К. Да, он там вырос и все его…
П. М. А я был уверен, что он англичанин.
М. К. Он находился там в Лондоне постоянно…
П. М. Это замечательно, вы понимаете, в чём дело… Амбиент ведь очень трудно… То есть наоборот очень легко как бы чисто внешне подделать.
М. К. Подделка вообще всегда будет очевидной…
П. М. Если вы не пользуетесь… Если вы не обладаете даром мыслить гармоническими кусками… В рояле… Не гитарой, или нотами, а гармонией… То бесполезно это делать. А у него этот дар высочайший. Это единственное, что я вот так слушаю, когда на ночь…
Д. И. А что конкретно из этого вы слушаете?
П. М. Я слушаю «Перл».
М. К. Именно «Перл»?
П. М. Да, «Перл» Любимая моя самая любимая.
М. К. Это было сооружено совместно с Ино…
П. М. Да, да. Вообще всё, что он с Брайаном сделал очень удачно.
М. К. И остальные баддовские вещи тоже любите «Вайт Аркейдз», «Покинутые Града»…
П. М. Вы понимаете, я о чём я не о любви такой послушать один раз и ахнуть, а я о том, с чем я живу.
М. К. И при том, как мы понимаем весьма долговременно…
П. М. Живу я вот именно с этим. С «Вайт Аркейдз» ещё можно жить, а вот с «Покинутыми градами» уже не очень.
Д. И. Оно и ясно они ж покинуты.
П. М. Жить с ними нельзя. В любом настроении печально, грустно, весело, чтобы было стакить их хорошо. Нет, «Покинутые града» определённо нет. Более узкая эмоция там. Клёвая, всё хорошо, кто ж спорит, но более узконаправленная. А здесь очень широкое поле. И это может быть где угодно. Океан. Бум, бум, и там есть, и там… Это для меня так. Я же должен говорить о себе.
М. К. А как он как человек Бадд я имею в виду…
П. М. Не знаю, не знаю… Мы встретились на одной вечеринке… Очень скромный дядечка такой.
М. К. Мы слышали, что Бадд ммээ…
Д. И. Понурый немного…
П. М. Он замкнутый такой. Как композитор истинный… Как все мы… Кем бы мы ни работали, это становится нашим образом жизни. Это единственный способ Успеть в своём деле
Д. И. Как вам Майкл Брук?
П. М. Майкл Брук хороший парень. Выпивали…
М. К. Вы его слушаете?
П. М. Нет, слушать нет.
Д. И. Вам его недавний замечательный альбом с Дживаном Гаспаряном…
П. М. Я слушаю истоки, а это всё…
Д. И. Творчество Ханса Иоахима Роделиуса не Исток для вас?
П. М. Я Роделиуса люблю. Хотя и меньше.
М. К. Вам доводилось встречаться с ним?
П. М. Нет. Не довелось. Но я его люблю. Хотя и не всё. Да и он такой более жесткий…
М. К. Роделиус не совсем…
Д. И. Как человек он антижёсткий.
П. М. Вы так думаете. Я думаю так как я. Что ж мне тут сделать? Обсуждать тут особо нечего. Я думаю вот так а вы так.
Д. И. Джона Кейла вы не слушаете.
П. М. Нет, не слушаю.
Д. И. ЛаМонт Янг?
П. М. Нет, это всё нет.
Д. И. И Лануа тоже нет?
П. М. Ну, Лануа… Дилана…
Д. И. А Том Уейтс?
П. М. Это уже эстрада.
Д. И. Эстрада?!
П. М. Да…
Д. И. Ну, и Кейв, понятно -тоже эстрада…
П. М. Да, это всё…
Д. И. А
П. М. Я этого ничего не слушаю.
Д. И. Вы слушаете Мингуса, а это нет?
П. М. Я и Мингуса тоже не слушаю. Уже нет.
Д. И. Хан Беннинг?
П. М. Нет, нет… Вот Ли Морган.
Д. И. А из русских концептуальных джазов типа Г. Т. Ч.?
П. М. Не…
Д. И. Так, значит Г. Т. Ч. вас не вдохновляет.. А как же ваши отношения с Чекасиным…
П. М. Чекасин? Володя?
Д. И. У вас были как бы две ипостаси взаимоконтактов с ним… Один в кинематографе…
П. М. А какие, собственно отношения? Здорово здорово…
Д. И. Нет, в плане творческом…
П. М. В каком это плане?
Д. И. Вот он участвовал в вашей работе…
П. М. Ну участвовал, ну и что?
Д. И. Вам было приятно? Ему было противно? Наоборот?
П. М. Вам всё хочется на полочки поставить…
Д. И. Скупу бы, как бы так…
П. М. А нету, а нет… Просто встретились, поработали. Он хороший человек. Он такой, я -такой. Какие тут… А взаимоотношения… Это ж как у нас говорят надо пуд соли съесть вместе, чтобы
Д. И. А с кем съели?
П. М. Если бы мы с ним в одной камере лет эдак семь просидели… Вот, мы бы тогда имели представления друг о друге. А так откуда я знаю, как он живёт? И он не представляет, как я живу.
Д. И. Так выходит, что в плане творчества он вам не особо интересен.
П. М. Что значит…
Д. И. Ну вот вы «исполняли», в
П. М. Я об этом не думаю.
Д. И. Зарисовывая ленту «Такси Блюз»…
П. М. Я мимо пролетаю. И всё. Я мимо пролетаю.
Д. И. Но, как же так, вы же должны были
П. М. Я просто живу. Если из этого получается
Д. И. Вы не общались с Курёхиным?
П. М. Общался.
Д. И. Каким образом.
П. М. Таким… «Здорово Серёга, как дела… Ничего, нормально…»
Д. И. Вам он был интересен?
П. М. В том, что он играл?
Д. И. Конечно.
П. М. Нет.
Д. И. Вообще никак, по нулям.
П. М. Нет.
М. К. Вам никогда не хотелось с ним работать?
П. М. качает головой.
М. К. И ему тоже не хотелось?
П. М. Нет. Ну, я не знаю, но мне казалось, что нет.
М. К. А ведь он был достаточно широк…
Д. И. Да, уж.
П. М. Ну, что поделать, значит я узкий. Вы ребята, поймите, я вообще не этим занят ни с кем нигде не играю, не делаю. Я вот прожил
Д. И. Он, добежал, в
П. М. Нет не добежал. Это слабость.
Д. И. Слабость физическая организма, его оболочки?
П. М. Слабость духа, организма. То, что он сделал это от Бога. А всё остальное довесок тело это и есть Джими Хендрикс сам лично. Но в нем звучал Бог. Вот здесь мы и приходим к самому главному. Что нам надо тем через которых «идёт»
Д. И. С помощью чего чистить?
П. М. С помощью чего? Есть техника.
Д. И. Какая? У вас имеется
П. М. Религиозная техника, опыт… Как изживать свой грех… Каяться… Как избежать искушения… Искупить…
Д. И. Для этого для того, чтобы каяться непременно необходимо целенаправленно грешить. А не познав искушения истинного как же его искупить во Христе?.
П. М. Мой друг так можно всё вывернуть…
Д. И. Но, подумайте, как можно покаяться, не согрешив сперва? Всласть не испив греховности…
П. М. Как можно не согрешить.
Д. И. Как можно не согрешив покаяться?
П. М. Вы понимаете если вы человек неверующий, то с вами совершенно бессмысленно об этом говорить.
Д. И. Отчего же?
П. М. Ну, вы только головой об этом понимаете…Поэтому… А если вы истинно верующий, то вы не станете этого всего спрашивать. Потому что дело не в этих вопросах. Вы понимаете, что Бог Христос пришел в мир для грешников, а не для праведников. Если вы не грешите, совсем не грешите, то вам и Бог не нужен.
Д. И. Хотелось бы уяснить ваше отношение к филармонической современной музыке. К персонажам типа Шенберга, Кейджа…
П. М. Я слушаю всё, что мне нравится. Вот я лёг на диванчик у меня побольше, пошире , будет (показывает на плюшевую подушку, на которой сидит) и очень мягкий, хороший… Деревянный дом… Ставлю свой родной винил. Вот я ставлю хорошо мне…
Д. И. А что же ставите?
П. М. У меня много музыки.
Д. И. Шенберга ставите? Миссиана, Кейджа ставите?
П. М. Нет не ставлю, не знаю. Кейджа не ставлю, нет.
Д. И. Русских разных хороших ставите Слонимского, Денисова, Губайдуллину, Шнитке, Караманова?
П.М. (качает головой в тотальном отрицании).
Д. И. А Гласса? Яна Гарбарека?
П. М. Нет, нет.
Д. И. Вам знаком такой персонаж как Гавин Брайарс?
П. М. Нет.
Д. И. Но кого из филармонической музыке вы любите слушать?
П.М. «Филармонической» это как?
Д. И. Это обозначает некую каноническую традицию симфонизма или отхаркивания от него.
П. М. Не ставлю ничего этого. И с любимыми писателями похожее происходит.
Д. И. Но, что за субстанция касается ваших ушей, помимо названного?
П. М. Духовную музыку слушаю сейчас только. В основном. Хотя иногда и джаз, но…
Д. И. А джаз, какой джаз?
П. М. Ли Морган. Арт Блейки… Но, чтоб вы поняли я люблю то состояние в музыке, когда голова как бы не работает, а человек настроен только на то, чтобы принять и отдать. Служить музыке. А не себе. Не себе, не собственным амбициям… Я Рихтер я сейчас буду вот таак Баха играть… А я вот такой, буду вот так…
Д. И. Ну, Святослав Теофилыч был человек архискромный…
П. М. Скромный в жизни, но нескромный в игре. Нескромный в игре. Это всегда был Рихтер, а не Бах.
М. К. Не Бах?
П. М. Да. Вот вы так думаете, а я так. Кто у кого интервью берет? Я у вас или вы у меня?
Д. И. Никто не берет.. То есть вы настаиваете, что Рихтер своё эго в музыке не прятал, а наоборот выставлял.
П. М. А как же? Да, конечно. Единственно, вот из этих людей это Ойстрах… Никакого «ячества», никакого «а вот я прочитал это вот так». Замечательный музыкант, великолепный человек. Как это надо смириться и задавить собственную гордыню… Это христианский путь. Только Бог. Чтобы только Бог шёл через тебя… В тебе был, через тебя… Во всей остальной музыке я люблю тоже самое. Когда девятнадцати лет никаких мыслей ни о чём вообще, через таких вдруг, все эти мелодии весь этот свежий ветер пошёл… А Битлз, как ни крутились, как ни старались у них этого уже не было…
М. К. Они уже были как бы вторичными…
П. М. Они не были вторичными, а они были от головы, от башки, от «я» «я сейчас заработаю бабок».
М. К. А Лед Зеппелин, Дорс «От башки» или…
П. М. Башка это «я» ложный именный разум наш. Это я решил, это я сейчас сделал. А через пять лет видишь, что ты действительно сделал, что ты решил… Ужас. Лучше бы ты не решал. Так и тут когда начались «решения» арт рок вот эта вся «история» сейчас мы вам расскажем, как мы умеем, да как мы там Фрипп,
М. К. Фриппа вы всерьёз не держите?…
П. М. Я не знаю я никого не «оцениваю», я же вам говорю как… Ну… А вообще, давайте поговорите сами между собой… Давайте, продолжайте, говорите… Сами.
Д. И. Отчего же. Именно ваше отношение к Фриппу чрезвычайно важно и интересно…
П. М. Я вам говорю об одном, а вы совершенно о другом.
Д. И. Между тем именно вы, а не мы помянули Роберта Фриппа, так и отношение к нему должно быть вашим, а не эксклюзивно нашим.
П. М. Дело в том, что с самого начала, как только начинаются
Д. И. Почему блаженны? Царство Божие внутри них?
П. М. Они будут счастливы. Обретут , обретут. Эти будут призваны.
Д. И. Стало быть вы считаете, что во Фриппе нету царства божия?
П. М. Я ничего не считаю насчёт него. Я могу вам только рассказать, как слышу я и вижу. А слышу я, что там только одна голова. Хорошая, умная, всё в порядке. Брайан с ним дружит…
М. К. Но у Брайана
П. М. У Брайана есть «другое», а у Фриппа я не вижу этого. У Фриппа я вижу развитую, интеллектуально одарённую , современную личность. Но мне это не интересно. Мне интереснее наскальный рисунок. Вот что я ищу. В музыке, в жизни, в людях, в женщинах. В Господе. И в Господе это есть больше всего. Там это и есть. Я это вижу по собственной жизни, не обсуждая жизнь ввашу, других людей… Там где этот «след» я вижу, там где зачерпнуто из того самого источника… Кончается всё это ваше деление на глассов, на симфо, на то, на это… Правда одна.
Д. И. Как и «женщина» одна, только «лиц» у нея много не счесть…
П. М. Где этого нет там и так нет, и этак нет. И
Д. И. И что такое «прёт»?
П. М. Что такое «прёт»? Двинулся по вене и прёт. Не двигался, нет? Двинься. Узнаешь…
Д. И. Нда… Как Вы приветливы…Вы лучше рассказали бы нам как вы относитесь к минимализму. Смешное такое направление: минимализьм.
П. М. К минималистам я отношусь точно так же, как я описал только что.
Д. И. Нормальный ход.
П. М. Вот, как будто мимо я говорю… Я повторю ценю всё истинное, неважно, где оно находится … в минималистах… Зачем делить на полочки? Можно разделить весь мир на полочки, на телефоны автоматы, иди туда, не ходи там…, на стрелки… это бери, это глотай, а это отравлено… Вот так мы и находимся. В таком… ауте. Все вместе Израиль, Россия, Американцы все вместе. Земля. Надо
Д. И. А Штокхаузен нужен?
П. М. Дух. Дух.
Д. И. А у него дух нет.
П. М. Только Дух. Не знаю я ничего про него, чего у него нет. Я ставлю пластиночку, а как он там дома живёт, как он там ходит в туалет.
Д. И. Но ведь и вопрос мой был явно не об этом.
П. М. Подглядывать за ним не буду. Пускай он так, я так. А когда я вдруг ставлю себе…
Д. И. Непонимание чего.
П. М. Неппонимание меня.
Д. И. В смысле как Духа Божия..
П. М. Желание только сказать свою собственную мысль.
Д. И. Главное, чтоб она была эта мысль…
М. К. Неужели не наблюдалось никакого влияния на вас…
П. М. Влияние всё оказывает, вы понимаете… Всё… И жизнь и обстановка, и где я родился, и как у меня детство проходило, и как дальше пошло… Всё важно. Так нас Бог ведет. Вот, бывало, на жизнь оглядываешься и видишь какие Он чудеса творил… Как тебя забирало
Д. И. Скажите, пожалуйста, очень интересно как вы относитесь ко всей популяции современных русских критиков. От невъебенного мАсковского красавца Артемия фон Троицкого, до всех остальных поверхностных телеперсонажей плана милого
П. М. Никак не отношусь к ним. Вы понимаете.. Начинается отношение начинается оценка Начинается Суд. А судить…
Д. И. То есть вы не в состоянии их всех
П. М. По старому можно их оценить. Но по новой памяти нет.
Д. И. Так скажите по старой памяти…
П. М. Вы знаете, честно, не интересно мне это всё. Ну не интересно. Я вот читаю… В самолёте летел…
Д. И. Ин. Путь ин. Но куда это… дао…
П.М.(глухо не слышит) Вся эта шелуха она отпадает.
Д. И. Да уж не до критиков.
П.М.(продолжает глухо «не слышать») Вы представляете беру «Обломова» любимую книжку, да… Читаю… Ну, там, где про деревню ещё ладно, а вот дальше
М. К. А раньше было понятно?
П. М. Да, раньше любил очень. Мне было понятно. Я на этом вырос.. Почему я сейчас с такой уверенностью об этом говорю? Потому что это меня воспитало. Достоевский, Толстой… Ну, как и всякого порядочного, нормального русского человека.. Да? Ну и Пушкин и Гоголь и все прочие. И Трифонов и Платонов… Ужас
Д. И. Так, стало быть, отлучен, отлучен…
П. М. Отлучён был за ересь. Не просто так отлучен за ересь отлучен. Его замучил собственный мозг. А мозг собственный это гордость. У меня та же история. У меня очень гордыня сильная. Я всю жизнь лидером быть привык. Тем более на сцене это как бы… Кураж.. Он обязан быть… Вот ты вышел туда…Ты сейчас дашь ну это как обычно, да?
Как с этим быть в моём нынешнем состоянии я не совсем знаю. Это очень сложно. На старом не получается, нового твёрдо нету. Поэтому шатко всё зыбко… Очень тяжелый период сейчас. И счастливейший и очень тяжелый.
Д. И. В этой связи интересно, что бы вы могли сказать о таких русских коллективах…
П. М. У меня всё было, то что ты спрашиваешь… И анализировал… И Летов Серёжа, и Курёхин…
Д. И. Нет, без анализа, эмо…
П.М.(не дает договорить) Эмоция это такой анализ…
Д. И. Как можно отнестись к тем же «Этническим Опытам» Вежливого Отказа?
П. М. Я же вам уже сказал я слушаю всё то, где мне есть. А где мне нету я не слушаю Вежливый Отказ не слушаю. Русскоязычных не слушаю.
Д. И. То есть и Аукцион то же…
П. М. Какой?
Д. И. Аукцион.
П. М. Нет.
Д. И. Калинов Мост, Оле Лукойе…
П. М. Русскоязычную музыку нннее слушаю.
Д. И. В принципе.
П. М. Не в принципе, а не слушаю.
Д. И. Потому что она русскоязычная?
П. М. Потому что она плохая.
Д. И. Абсолютно вся? По определению.
П. М. Да по моему определению. Ну, может и не «плохая». Но, не идёт мне оттуда. Не тянет ничем. Вот когда я слушаю Ли Моргана, то вижу как оттуда мне тянется рука мне прямо здравствуй. А тут -нету. Может не они плохие, а наоборот я плохой. Да и нет тут
Д. И. Ну, а вот это, как раз, уже совсем не интересно…
П. М. Ну почему неинтересно. Это очень даже интересно.
Д. И. Это кому как. Эти имена имеют непосредственное отношение к
П. М. Нет, это весьма интересно, мой друг, поскольку Боря это всё начал делать в семьдесят первом году, а Макар в…
М. К. Шестьдесят…
П. М. Шестьдесят восьмом, понимаешь…
Д. И. Ну, и замечательно, а
П. М.(не слушает) И прожили эти люди, когда их каждый день вот так выкручивали (показывает как) лет пятнадцать, не то что я , который начал в восемьдесят втором…
Д. И. Это всё более красиво относится к фигурам плана Марченко, Буковского, Сахарова, к творчеству это всё не имеет прямого касательства…
П. М. Нет, это имеет прямое отношение к творчеству. И они держались. Понимаешь? И чего мы сейчас от них можем вообще требовать? Они все выжатые. Этим временем, этим ужасом. Мы от них требовать ничего не можем. Они просто герои.
Д. И. Панфиловцы.
П. М. А вот я тАк к этому отношусь! Ты, конечно, можешь продолжать настаивать на своём этом… Ты говоришь «а Сахаров…» Совсем одно дело если ты борец, или ты парень девятнадцатилетний… И вдруг тебя это… мочат всё время…опускают всё время… понимаешь всё
Д. И. Это же всё театр такой… Вы же любите? Или не любите?
П. М. Какой ещё театр?
Д. И. Например Станиславского. Вот вы же любите лицедейство вообще…
П. М. А что это такое что это за разговору нас тут вообще любишь не любишь…К чему все эти вопросы.. Это у нас тут что?
Д. И. Попытка узнать. На чём может строиться ваш театр.
П. М. На Господе Боге.
Д. И. Но…
П. М. На господе Боге.
Д. И. А просмотры иных вариантов, других зрелищ…
П. М. Никогда, нет. Как человек я
Д. И. Отталкиваться?
П. М. Нет. Кто ж знает… Вы вот спрашиваете меня то, на что я сам не знаю ответа. Откуда это, как что берется… Вы критик вы и думайте.
Д. И. Вот я и пытаюсь
П. М. Нет, вы пытаетесь не таак (закуривает) Вы хотите, чтобы я за вас сделал вашу работу. Чтобы я ответил за вас.
Д. И. А вы и не можете, да?
П.М.(лукаво ухмыляясь)
Д.И. «Лысый Брюнет» проистекал интересно для вас?
П.М.(продолжает усмехаться) Нееа.
Д. И. Никак?
П. М. Никак.
Д. И. Ни по каким…
П.М. (не дает закончить) Ни по каким.
Д. И. То же самое можно, я предполагаю, сообщить и о вашей пьесе по Маркесу… Она никак не отразилась на вашем творческом бытии, да?
П. М. А вы как сами думаете?
Д. И. Мне думается, что она была неким совершенно проходным режиссерским дебютом человека, озиравшегося широко открытыми глазами на окружавшую его Мельпомену…
П. М. Ну, тогда вот так и напишите.
Д. И. А , возможно вы имеете
П. М. У меня мыслей нет, я же объяснял.
Д. И. Никаких?
П. М. Мыслей нет. И слава Богу. Потому что мысль собственная заводит тебя в тупик. Сейчас мы видим это на примере мира нашего. Вон американцы какие умненькие все… А чё? Выбегают вдруг на улицы, начинают расстреливать школьников.
Д. И. Это не американцы это
П. М. А чё? Значит тоже жжопа. Туппик.
Д. И. Ну а как у вас обстоит дело с кино. Фассбиндер, Ларс…
П.М.(иронически и снисходительно улыбаясь) Кино нужно разбирать с камерой, экраном. Нет вот тебе на бугор вышел, сел лучшее кино. И стерео там такое… Или на море… Я сегодня всё утро просидел… Вот такое кино! А режиссер только Господь Бог. А вы Фассбиндер или кто… Что он там вообще знает…
Д. И. И Герман вас не интересует?
П. М. А кому это вообще всё нужно?? Это всё люди, это всё ложь, тупики разнообразные… Поиски искусства вот сейчас мы будем творить… Сейчас камеру наладим, отснимем… А ведь всё отснято уже… Внимайте.
Д. И. Что вы особенно читать любили?
П. М. Книги.
Д.И.
П. М. Берешь книгу, ищешь о, вот знакомая буква…
Д. И. Как вам Сорокин?
П. М. Даже и не знаю кто он такой…
Д. И. Ну это такой автор, из компании, скажем, чтоб вы поняли, вот Дмитрия Александровича Пригова…
П. М. Димка Пригов? Хороший парень. Лёва Рубинштейн хороший парень…
Д. И. У вас же были контакты, тексты были…
П. М. Тексты были, но так, что… У меня знакомый есть в деревне… Он издал его книгу на карточках. По фразе на карточках. И мы затеяли, от нечего делать, в деревне такую игру этими карточками как в настоящие в карты . И как бы так выходило потому какая там фраза открывается понимали кроет или нет, ведь можно определить… Так мы играли целый месяц. И у нас были самые козырные
М. К. Какая же?
П. М. Ну вот в спектакле вы услышите…Называется «Ученичек».
Д. И. Хармс, Введенский вас вдохновляли?
П. М. Ну, что значит вдохновляли? Я человек образованный, если вы меня проверяете…
Д. И. Упаси нас бог.
П. М. Я это всё читал. Всё любил. Жил так же как и вы. Я читал то, что любил, как и всякий нормальный человек.
Д. И. Сашу Соколова любил или читал?
П. М. Соколова не знаю.
Д. И. А Мамлеев?
П. М. Мамлеев в Париже.
Д. И. Уже, кстати, нет… А Ерофеевых любили?
П. М. Веничка очень хороший. Очень. «Москва Петушки»… Я ведь с начала относился
Д. И. Московский концептуализм многоликий монастырский, пеперштейний, как вы… (имеются в виду фигуры московских художников и писателей Андрея Монастырского (Сумнина), Павла Пепперштейна (Пивоварова) и неких других.)
П. М. Не знаю совсем.
Д. И. А другой Ерофеев Виктор?
П.М.(на мгновение остолбеневает и заметно злится) У вас что такое… Экзамен? Или что?
Д. И. Почему?
П. М. Ничего я вас слушаю, слушаю…
Д. И. Подоплека. Творческая.
П. М. Моя. А Соколов или
Д. И. Поётся вам Бергман?
П. М. И Бергман не причём не причем это всё. Это всё штаны, ботинки… Но ведь внутри вы, всё равно… Станьте перед зеркалом голый, после бани…
Д. И. Становлюсь. Нарцисс.
П. М. И я становлюсь и вижу, что на самом деле у меня ничего нет, кроме вот этого тела. Даже тело скоро станет прахом.
Д. И. Ну, а если финалить, ваше обращение к израильским зрителеслушателям вашим?
П. М. К израильским? Шалом.
Д.И. (вздыхает) Это лаконичнейшее обращение…
П. М. Ну почему… У нас на службе есть несколько моментов, когда священник всем прихожанам произносит «Мир вам». И люди так складывают ладошки… И уносят это с собой. Не мир вам от меня вам, но… Мир Дому Сему… Вон смотрите в мире войны идут…. В Индии сколько тысяч погибло…
Д. И. Это не война сейсмичество сплошное…
П. М. Нет, это война! Это
интервью опубликовано 02/10/02 Денис Иоффе, Михаил Клебанов www.topos.ru/article/548