Фрагмент интервью Трента Рензора (Nine Inch Nails).
Август 2002 года.
===============================================================
Вопрос. Трент, в прошлый раз Вы коснулись темы профессионализма в музыке, вернее его отсутствия.
Т. Р. Ну да! Его мало и всё меньше и меньше! Это не совсем понятно мне, по идее чем дальше во времени идёт развитие разных направлений музыки, тем более качественнымим, развитыми они должны быть, но уверяю Вас, это совсем не так! Это парадокс. Можно жаловаться на упрощение вкуса публики, на повальную коммерциализацию, и это навеное реальные причины, но, но, но.. Я лично знаю некоторых музыкантов, для которых это всё не причина к деградации. Вопрос в том, почему для других причина!
В. Не относится ли к тем некоторым Роберт Фрипп, с которым Вы недавно познакомились?
Т. Р. О да! Это лучший пример, который можно было бы привести! С мистером Фриппом я познакомился уже давно, несколько лет назад в Британии. С тех пор мы общались несколько раз и должен сказать, что он производит невероятное впечатление.
В. Расскажите пдробнее.
Т. Р. Это сложно в рамках интервью. поверьте мне!(смеётся)Ну в общем познакомил нас Эдриан Белью, причём это была очень комичная история! Я был в Лондоне. Созвонился с Эдрианом и он сказал что скоро заедет за мной. Так и получилось. Мы вместе спустились вниз, сели в машину и поехали за город. Всю дорогу мы с Эдрианом проговорили на заднем сидении о музыке, о том и сём. Ехали мы где-то около часа. Причём шофёр ехал очень быстро, плавно, как-то профессионально, и я совсем забыл о дороге. Ближе к концу Эдриан сказал, что завтра мы наверное заедем на студию DGM. Я сказал, что это было бы здорово, а ещё более здорово было бы, добавил я, чтобы там оказался Фрипп, уж очень легендарная он личность, и не мог бы Эдриан нас познакомить, помню я ещё добавил, что давно об этом мечтаю, и даже не знаю, как без Эдриана это возможно, что Фрипп наверное очень занят и всё в таком же духе. На этом месте возникла пауза. Эдриан покраснел, побледнел, посинел, пошёл пятнами, а потом вы бы слышали это!- он начал смеятся как сумасшедший, с ним вместе заржал и шофёр- это продолжалось минут, наверное 10!Они смеялись так, что я уже не знал, что и подумать, хотя смеялся тоже. Потом шофёр повернулся и сказал: «Хай Трент, я Роберт Фрипп, старина Эд уже целый час не удосуживается вспомнть об водителе, но он американец, ха-ха, я всё понимаю». Вот тут у меня пропал дар речи, и я начал, знаете ли икать! Икал я всю оставшуюся дорогу, а они смеялись как психи. Роберт сказал мне потом, что такого лица, какое было у меня тогда в машине он давно не видел, и был бы у него под рукой фотоаппарат… В общем я его понимаю! Выяснилось, что Адриан совсем не может водить машину с правым рулём. Шофёров они не нанимают, на такси не ездят и по Британии в основном передвигаются вот так, или на самолёте. Там же в Британии я заметил, что Фрипп очень сильно отличается от музыканта в обычном понимании, ну Вы понимаете… Он очень точен во времени, и он как бы это сказать, точен и в пространстве.Эдриан говорил мне, что это его поначалу шокировало. Он, понимаете, сидит, потом встаёт, подходит к пульту, быстро подправляет там что-то, буквально в одно движение, и опять сидит. Вы понимаете, что я хочу сказать, ему не надо послушать, что он там подправил, он УЖЕ знает что всё правильно. Он может просидеть в углу неподвижно целый час, ритопывая ногой, потом когда нужно, стремительно подходит к гитаре, одевает её так, высоко, знаете, плотно. И играет. Играет невероятно точно-просто поразительно точно! Я такое видел только у него, это похоже на волшебство! Он играет или только одну фразу, или целую импровизацию минуты на три-это не важно, всё происходит сразу, понимаете, подходит,садится, одевает гитару и играет! Он не нащупывает мелодию, не ищет ритм, не перебирает струны, он просто сразу играет всё от и до! Потом встаёт снимает гитару и уходит в угол пить свой неизменный чай. Невероятно!
В. То есть, Вы хотите сказать что он не репетирует игру вообще?
Т. Р. Я не могу это обьяснить ни Вам, ни себе. Такое ощущение, что он сначала всё придумывает у себя в голове, гитара ему для этого не нужна. Это проявление мастерства какого-то высшего порядка. При этом у него очень спокойный, сосредоточенный вид и он не требует тишины, ему никто не мешает, ни шум ни движение в студии- ничего! Я ещё подумал тогда, что вот это идеальный врач-хирург (смеётся). Эдриан рассказывал мне, что когда-то эта манера игры Фриппа рождала у него комплекс. Что он сам, прекрасно умеющий играть на гитаре, вдруг почувствовал, что он ни черта не умеет, и у него было что-то вроде паники. И что многие играющие с Робертом чуствовали нечто подобное. Я и сам это почуствовал, на своей шкуре! То, КАК он играет-это… это впечатляет! Техника невероятная! У него нет абсолютно никаких ограничений, ни в технике, ни в скорости, ни в стилях, ни в чём! Я вообще-то не совсем понимал, да сейчас не понимаю как это у него получается. Сам он отшучивается, что мол радиация-мутация, спаньё с гитарой в обнимку, последствия падения с велосипеда в детстве, и вообще не бери мол в голову, всё это фигня, а вот сейчас я пойду готовить рыбу, и вот тут я крут, когда попробуешь, у тебя крыша съедет точно.
В. И как рыба?
Т. Р. О это было действительно вкусно, что-то китайское, какой-то рецепт-Роберт говорил.
Вопрос. Не было ли у Вас, или может быть у мистера Фриппа идей о совместном музыкальном проекте?
Т. Р. Ну он-то таких разговоров не заводил (смеётся), а что касается меня, то… Понимаете, я просто этого не представляю. Я сейчас не имею ввиду разные вкусы, разные подходы и тому подобное, хотя это всё тоже присутствует. Я о том, что мне очень трудно бы было при работе с Робертом не потерять, так сказать, свою нить, свой подход, свою музыку. Я вообще в этом смысле одиночка, мне может помешать любая мелочь, любое вмешательсво из-вне, а тут Фрипп… Нет.., ну это как пытаться всунуть нитку в иголку, а при этом вокруг тебя с грохотом и рёвом носится огромный танк, и ещё стреляет так, что уши закладывает! Ничего картинка, да? (смеётся). Те ребята, которые играют с ним в группе-им прощё, они с ним на одной волне, понимаете? И они там вполне, ну, адекватны, скажем так. Они все что-то там сочиняют, у всех какая-то общая идея или восприятие, не знаю как это назвать, ну в общем они-группа! И причём, как мне показалось, они не испытывают какого-то давления со стороны Роберта в смысле творчества. А у меня свои идеи, и, понимаете, они другие, и было бы их интересно реализовывать Роберту? Этого я не знаю. У него ведь и своих до чёрта! (смеётся).
В. Но ведь были же у Фриппа совместные проэкты с Сильвьеном, с Ино, с другими…?
Т. Р. Ну Ино-это вообще отдельная история(смеётся), ну а если серьёзно, то всё это были проэкты, я бы сказал совместного резонанса, да. Ну а он, этот резонанс, ещё должен возникнуть, так ведь? Он же может и не возникнуть. Я не хочу сказать, что люди должны думать одинаково-нет, вовсе нет. Но всё же нужна какая-то общая идея, точки соприкосновения, и вот тогда-да, может возникнуть резонанс. Такие вот дела… Хотя если он когда-нибудь что-то предложит… правда это маловероятно.(смеётся).
В. Ваше мнение о Фриппе, не как о музыканте, а как о человеке…
Т. Р. О, я знаю, вы ждёте от меня рассказа о тяжёлом характере Фриппа! (смеётся). Знаете, я не так уж близко с ним знаком, но я вас уверяю, что это вовсе не так. Он, знаете, как… как самурай, вот-вот, как самурай, точно. У него есть стремление к цели, есть мастерство для достижения цели, и он видит цель. Это как у самураев, точно! А ещё он очень образован, насколько я могу это оценивать. Это всё довольно сильно отличает его от устоявшегося имиджа рок-звезды, и всё такое, я уже про это говорил, да? Ну так вот. Если ждать от него желания выпить с вами пару бутылок виски, а потом по пьяни вьехать к кому нибудь на машине в бассейн, или каких-нибудь эпатажных откровений на тему секса, или ещё чего-нибудь в этом духе, ну вы понимаете… то уверяю-он вас разочарует. Понимаете, просто он довольно замкнут и самодостаточен для этого всего… Ему это всё не нужно, или у него на эту ерунду нет времени. Вот и всё! Просто нужно понимать это… ну и подходить к нему соответственно. Эдриан лучше меня бы мог всё это обьяснить-он то Роберта знает давно и они дружат домами. Я могу только добавить, что Фрипп как музыкант гораздо более необьясним и необычен, чем Фрипп как просто мистер Фрипп. Ааа… ещё остаются шутки Роберта, у него такой специфический юмор, знаете, не поймёшь, где он шутит, а где нет, ха-ха-ха!