Когда Ино видит новую область, она его не пугает, он просто начинает ее исследовать и приспосабливать под себя, для удовлетворения своих многочисленных амбиций. Он часто использует свою музыку в различных аудио/видео инсталляциях, фильмах и благотворительный акциях. Также Ино хороший продюсер: как коммерческих, так и абсолютно «неденежных» проектов…
Наша беседа состоялась в студии Ино в Лондоне ранним утром. Брайан был уже давно «на ногах» и занимался несколькими несвязанными друг с другом делами одновременно. Комната буквально жужжала, два компьютера смотрели мониторами друг на друга. Ноты,
Wire: Фантаст Вильям Гибсон (William Gibson)
Eno: Хм, это практически одно и то же, по сути. Начиная создавать
В этом также одна из причин моего занятия продюсированием. Я смотрю на то, что делают другие, высказываю свое мнение. Выстраиваю некие неуловимые формы того, что еще даже не определено…
Сейчас у меня большая проблема: я не хочу быть «спонсором» новых технологий. Меня часто спрашивают, на основе моих скромных суждений пытаясь выстроить целые замки: «Интернет изменил наш мир?» или
Вообще, вся эта новая интерактивная цифровая культура вызывает у меня ужасные ощущения. Людям преподносят второсортные приключения. Немногие понимают это, вставляя очередной диск в
Еще одна серьезная «проблема с компьютерами» состоит в том, что большинство приобретенных с их помощью умений идет на наращивание самих же чертовых железяк. Та же ситуация и с программами… Каждый, кто хоть раз трогал живой синтезатор, знает не число параметров и «пресетов» определяют конечный результат, а именно чувство инструмента. По этой же причине можно выдать на
Недавно я сформулировал одно интересное правило, непосредственно для моих взаимоотношений с компьютерами: «Программа должна позволять Вам работать с ее результатами в реальном, физическом мире». Так, если вы используете редактор звука, Вы должны иметь возможность в любой момент отказаться от клавиатуры и мыши и «подключить» свое зрение, голос… свое тело, наконец.
Знаете, люди часто считают меня придурком… Например,
К сожалению, современные компьютерные интерфейсы настолько «сырые», что не готовы использовать эти возможности тела. Когда я рисую на компьютере, я могу выбрать инструмент «Кисть» или «Карандаш». Я же хочу взять реальный мольберт, смешать краски, вдохнуть их аромат… Только такие программы меня бы устроили, я хочу физических музыкальных отношений.
W: Последнее время все больше музыки, о которой складывается странное впечатление. Будто она сделана не с точки зрения представлений музыканта о композиции, а с позиций представления программы типа Cubase о ней…
E: Да, такой софт бережно берет Вас за руку и ведет в «нужном» направлении… Когда я делаю свои «лупы», я играю фрагмент на секвенсоре, полностью. Затем вырезаю понравившейся кусок, запускаю исходный фрагмент заново, опять вырезаю похожие, но уже другие куски… Идея в том, чтобы цикл из «квадратов» стал как бы «нерегулярным». Я называю это «разблокировать трек». Такие мои работы, как «Thursday Afternoon» или «Discreet Music» используют данный подход здесь элементы как бы «плавают» друг в друге.
Другой аспект моей музыки, к которому я недавно пришел: акт прослушивания есть, в равной степени, акт сочинительства. К этому также пришел в свое время John Cage вспомните его знаменитые «4:33» тишины. Это вершина, четыре с половиной минуты пустоты… Чистое творчество.
W: Выходит, Вы
E: Да, но не в общепринятом компьютерном смысле. Интерактивность очень интересное слово. Оно предполагает «междействие», реакцию на акт искусства, участие в нем. Это свергает очень многие пьедесталы старого искусства… Здесь главное осмысленность, непременное умное взаимодействие.
Музыкальная компьютерная программа подменяет понятия «навык» и «суждение». В том же Cubase (или другом популярном софте) можно сделать трек, очень похожий на услышанный по радио. Вполне возможно, что тот
Именно поэтому мы сегодня плаваем в море диких, дилетантских суждений о музыке. Суждений людей, думающих, что «вдохновение» это некая опция, просто недоступная в этой версии софта…
W: Мне кажется, возможность «рассуждать»
E: Что ж, я думаю, мы опять подошли к вопросу «опций». Мировоззрение разработчиков софта чем больше возможностей, тем программа умнее. Это некая извращенная форма гордости. Представьте себе пианиста, оценивающего свое мастерство по количеству сыгранных нот в минуту. Избыточность это смешно. Тут-то
Пару недель назад я музицировал в Дублине с Howie B. У него есть настоящий динозавр машина под названием Echoplex. Знаете, это такая штуковина, которой даешь звук на вход, а она тебе в ответ: «вау, воу, виу»… Это, в принципе, всё, что она делает. Сегодня Howie B это фигура, он может позволить себе любое оборудование. Но он хочет свой Echoplex. Он так сфокусирован на этом, что приобрел фантастические навыки…
W: Это, скорее, исключение. Сейчас музыканты не склонны к исследованию тайных знаний своего синтезатора. Им предпочтительнее сконцентрироваться на фабричных предустановках, модных в этом сезоне звуках. А через год купить новый девайс.
E: Абсолютно согласен…
W: В одном из интервью Вы сказали, что есть категория т.н. «неискушенной» музыки: простой, но очень близкой слушателю. Вы приводили пример традиционной Тайской музыки… Назовут ли нашу, современную музыку через много лет «традиционной»? Она ведь не несет в себе никаких культурных традиций. Может вся эта «электроника» есть просто алхимия наших дней…
E: Я думаю, что большинство того, что возносится сейчас, со временем уйдет в никуда. Вообще, искусствоведы любят говорить, что истинные произведения любого искусства имеют некое невидимое свойство, сохраняющее их ценность навечно… Я с этим полностью не согласен.
Я считаю, что значение любой работы неотделимо от качества ее взаимодействия с конкретным человеком, социумом. «Значение» не есть результат умозрительных или визуальных потуг. Это часть контекста, текущей эстетики данного времени. Только Ваше, и ничье иное, взаимодействие с объектом наполняет его значением.
Теперь, если допустить, что понятия «значение» и «ценность» есть тождественные процессы, я предполагаю, что эти процессы имеют начало. А значит и конец… Например, такой акт искусства как «писсуар Дешампа» был очень известной, нашумевшей работой в 1914 году. Но кто сейчас вспомнит о ней? Такого рода работы имеют ценность только в исторической цепочке других процессов, характеризующих то время.
Человеческое восприятие «того» времени осталось исключительно в «том» времени. Это не значит, что оно не сыграло никакой роли это значит, что оно не является реальностью для нас «сейчас». В этом проблема оценки искусства мы смотрим на него субъективно. Именно поэтому принято уничижать популярную живопись или музыку. Критики любят кричать, что эти произведения эфемерные, а значит пустые. Они забывают, что всё в мире эфемерно какой смысл иметь «вечные» качества?…
W: В Вашем интересе к перформансам и инсталляциям в последнее время есть некая тяга к
E: Возможно. Хотя, в наше время, грань «открытая/эксклюзивная» непреклонно стирается… Например, в начале
Именно в эту область я «дрейфую». Мне кажется, что не за горами некая новая форма искуства, сочетающая
W: Кстати, как Вы оцениваете свою музыку?
E: Я не люблю оценивать то, что делаю сейчас. Только ретроспективно…
W: ОК. «Another Green World», «Tiger Mountain»…
E: Хм… Помимо чисто музыкальной ценности, эти работы имели целью убрать «рассказчика» из центра композиции. На альбоме «Another Green World» четырнадцать условных треков, и только в пяти прослеживается голос… Понятие «песня» являлось в то время непреклонной истиной. Что ж, пришлось обмануть доверчивого слушателя. Они думали, что слушают «песни» на самом деле это был «Ambient» с элементами вокала.
В то время я буквально горел идеей делать музыку, имеющую иную эмоциональную связь со слушателем. Зерном композиции должна была стать именно музыка, а не манера ее исполнения, слова или голос певицы. Я применял кучу фильтров к голосам, добавлял
Это было самым трудным и для меня и для слушателей. Когда в треке есть слова, хочется воспринимать их серьезно. Я же добивался того, чтобы слова и голос стали еще одним музыкальным инструментом.
Конечно, это не всегда так. Есть категория современной музыки, где вокал и лирика доминируют. Для этого нужно иметь сильную идею.
W: Непросто, видимо, говорить о своей музыке…
E: Вовсе нет!
W: OK. Вернемся к «Another Green World». Там есть
E: Дети играли на площадке во дворе, а я их записал…
W: Мне кажется, что именно такое фоновое присутствие голоса есть весьма громкое его обозначение. Приходится вслушиваться, впитывать каждый звук, и в
E: О да! Есть такое известное высказывание: «То, как прочитана поэма может оказаться лучше, чем то, как она написана». Многие вещи обретают силу, только соединяясь с другими, никчемными на первый взгляд, вещами. Сила музыки может возрасти многократно. Она может даже начать жить
В то время я сознательно экспериментировал со звуками и голосами. Но я и не предполагал, к каким волшебным результатам это может привести… Вообще-то,
Именно таким я вижу современное искусство и себя в нем. Я не собираюсь проповедовать, в стиле «Вот Вам мое послание, я прокричу его, и Вы поймете его, если достаточно умны»… Я хочу делать вещи, открыв которые Вы сможете получить свое, персональное пространство для создания и развития собственных суждений.
W: Для этого нужно быть абсолютно уверенным в собственных силах…
E: Для этого нужно быть уверенным в том, что ты не обладаешь истиной в оценке своего творчества. Фактически, это смесь высокомерия и смирения.
Высокомерие говорит: «I know Im fucking good».
А смирение: «Im not the person to decide».
источник www.electrosound.ru