|
Микрофонный эффект
Антирезонансные корпуса усилителей и кабели, "не подверженные
микрофонному эффекту - это способ заработать немного денег для производителя.
Микрофонный эффект проявляется в микрофонах, охваченных акустической
обратной связью. Его легко услышать, когда радиослушатель звонит
на радиостанцию по телефону и не выключает приемник. Такой же эффект
можно наблюдать на концерте при плохо отлаженной аппаратуре. Существовал
этот эффект и в лампах. Но лампы последних модификаций в значительной
мере от него были свободны. В транзисторной технике этого эффекта
нет. Если кто-то утверждает обратное, пусть продемонстрирует. Постучите
пинцетом по любой изолированной поверхности любой детали и вы сами
увидите.
"Ересь" обртной связи
Часто (к сожалению) можно увидетьв рекламе, что усилитель не имеет
отрицательной обратной связи. Гуру high end говорят, что обратная
связь ухудшает звук, что звук долго плутает в ее дебрях, что при
крутых фронтах сигнала усилитель перегружается, и обратная связь
не действует, и эти моменты перегрузки слышны. Правда, имеется в
виду общая обратная связь, ведь ни одному гению не создать усилителя
вообще без обратной связи. Ламповый буфер на выходе для CD плейера
для "улучшения" звучания - это повторитель со 100-процентной
обратной свзью. Как правило, все каскады имеют местную ОС. Но эти
неудобные вопросы принято не уточнять. Конечно, легче придумать
простое эзотерическое объяснение для каких-то явлений или сами явления,
чем изучать теорию атоматического регулирования и всякие минимально-фазовые
системы и критерии Найквиста.
Субъективные тесты
Основным (и единственным) методом оценки аппаратуры субъективисты
считают прослушивание. Ну и что?! Ведь аудио аппаратура для этого
и предназначена - может воскликнуть читатель. Все дело в том, что
здесь действуют два фактора: внушение и неверные методики.
Начнем со второго. Любому инженеру, знакомому с техникой эксперимента
должно быть понятно, что прослушивания могут быть только слепыми.
Внешний вид Марка Левинсона за %5000 парализует зрителя и об объективности
не может быть и речи. Какая объективность, если прослушивания субъективны?
А простая! Результаты должны повторяться и воспроизводиться. Внушаемость
"эксперта" слухача проявляется и в преклонении перед названиями
фирм и в следовании стереотипам. Такие эксперты расскажут вам, чем
один CD-плейер отличается от другого подъемом в области высоких
частот, при том, что объективно этот подъем составляет 0.1 дБ! Когда
известный иллюзионист предложил разоблачить любое чудо магов, желающих
подтвердить подлинность своих чудес не нашлось.
Я утверждаю, что большинство "экспертов" вслепую и не
зная вообще, какие модели они прослушивают не способны отличить
услитель одной фирмы от другой. Нельзя заметить искажения частотной
характеристики в 0.1 дБ, и даже в 0.5 дб. Частотные характеристики
акустических систем имеют неравномерность более 3 дБ, а комната
добавляет кучу острых резонансов и заметить на этом различие в 0.1
дБ нельзя! Чем больше такой эксперт вам рассказывает о куче характеристик
звучания и придумывает терминов для их описания, тем меньше доверия
он внушает. Понятно, что любой правильно поставленный эксперимент,
а прослушивание - это эксперимент - должен обладать необходимыми
свойствами: он должен быть воспроизводим (его может повторить любой
- независимосить от оператора) методика должна быть полностью ясна,
количество параметров должно быть ограничено, выборка должна быть
репрезентативной и т. д. Результаты эксперимента и условия его проведения
должны описываться четко определенными терминами и величинами, выраженными
в одной системе единиц.
Этим признакам не удовлетворяют, например эксперименты по парапсихологии
и телекинезу: нет повторимости и воспроизводимости; зависимость
от оператора; не прозрачна методика. Карточные фокусы, кстати, это
чистый эксперимент, удовлетворяющий всем критериям просто методика
сохраняется в тайне, но существует.
Субъективные тесты в различных редакциях журналов по аудио отличаются
следующими свойствами:
- выборка не репрезентативна: часто участвуетт один человек;
- количество факторов неизвестно, например, иногда присутствует
фактор
оплаченности данного теста;
- методика не выдерживает критики: не слепой тест;
- термины, употребляемые разными экспертами тоже совершенно различные
и т. д.
Именно поэтому нет корреляции с объективными измерениями.
Объективные характеристики бытовой аппаратуры
Аппаратура стоит денег, и перед каждым покупателем аудио системы
из нескольких компонентов стоит задача как распределить между ними
свои скудные средства. Для начала небольшая таблица. В ней указаны
некоторые параметры некоторых наиболее употребимых источников (кроме
минидисковых и mp3 плейеров), усилителей и акустических устройств
- АС и наушников.
АППРАРАТ
|
НЕЛИНЕЙНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ, %
|
ШУМЫ, dB
|
ЧАСТОТНЫЙ ДИАПАЗОН
|
ВОЗМОЖНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
|
ПРИМЕЧАНИЯ
|
CD ПЛЕЙЕР
|
>0.1 (-30dB) <0.01 (0dB)
|
МАЛЫ
|
10Гц - 20кГц
|
Ограничена стандартом CD
|
Реальный динамический диапазон ~ 50dB
|
ВИНИЛОВАЯ ВЕРТУШКА
|
1%, иногда больше
|
до -75dB (корректор)
|
16Гц - 25кГц (-3dB)
|
Есть, но за очень большие деньги
|
Есть специфические искажения: детонация, рокот
и.т.д. Разделение каналов <(-30dB)
|
КАССЕТНЫЙ МАГНИТОФОН
|
<3%
|
До -56dB (без шумоподавления)
|
20Гц - 25кГц (+_3dB при уровне записи -20dB)
|
Практически исчерпаны
|
Мал частотный диапазон при 0dB
|
ТЬЮНЕР
|
Десятые доли процента
|
~-60dB
|
20Гц - 15кГц (ограничен стандартом)
|
Малы
|
Мал частотный диапазон, качество зависит от
условий приема
|
ТРАНЗИСТОРНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ
|
<0.01%
|
До -120dB (линейный вход)
|
0Гц - сотни кГц (-3dB)
|
Есть, но зачем?
|
-
|
АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
|
1-3% до 1кГц, выше: 0.5-1.5% для хороших АС
при громкости 90dB
|
Нет вообще
|
30Гц - 25кГц (и более) (+_3dB)
|
Есть
|
-
|
ТЕЛЕФОНЫ ГОЛОВНЫЕ
|
<0.3% для хороших при громкости 90dB
|
Нет вообще
|
15Гц - 25кГц
|
Есть
|
Развивают большое звуковое давление, имеют
недостатки типа "источника внутри головы"
|
Из этой таблички можно понять, что наибольшие искажения в звуковой
тракт вносит акустика. Это легко видеть (слышать), если к портативному
музыкальному центру подключить вместо родных приличные акустические
системы долларов за 200 - 500. Различия в качестве отдельных АС
легко различимы неспециалисту и, поэтому, вложение денег в акустику
окупается улучшением качества звучания.
Точно таже можно рекомендовать не скупиться на наушники. Я, например,
свою дешевую аппаратуру слушаю через Grado 63. Даже кассетный плейер
звучит на порядок лучше не с дешевыми "капельками", а
с какими-нибудь Koss Porta Pro.
Вложение денег в акустику и наушники "эластично": увеличение
суммы приводит к улучшению качества звучания, которое можно заметить.
Это характерно для любой аналоговой вещи. Правда, за одни и те же
деньги продаются вещи с очень различными параметрами.
Особенно много приходится платить за нижние частоты: просто большой
ящик дорого стоит (мебель все-таки). Предела по цене достигнуть
трудно, но обитателю постсоветской квартиры больше тысячи-полутора
зеленых тратить вряд ли стоит. Оправдана рекомендация покупать АС
от специализированных производителей.
Наушники - особый разговор. Верхние модели, которые еще недавно
стоили в районе $300, сейчас упали раза в два. Так что, имеет смысл
купить Сенхайзер 580 иди что-то подобное, особенно, если вы любите
слушать музыку громко или вам важно качество. Наушники выпускает
несколько специализированных фирм и дорогие наушники надо брать
у них.
Основным источиком Hi-Fi фонограмм сейчас служит компакт диск,
раньше это была грампластинка. Когда CD появился, его производители
заявляли о его неоспоримом превосходстве над грампластинкой (динамический
диапазон - 90 дВ, мизерные нелинейные искажения и т.д.). Но сейчас
всем ясны недостатки этого стандарта: реальный динамический диапазон
- около 50 дВ, искажения растут при снижении уровня сигнала, очень
раздражающий характер этих искажений. Реально лучшие модели виниловых
проигрывателей не уступают по звучанию CD плейеру, но сейчас стоят
так дорого, что перешли в разряд роскоши. Вкладывть в это дело деньги
не нужно вообще.
Поэтому сидюшник "адназначна". Хотя и существуют модели
за тысячи баксов, улучшение качества "слышно" от нижней
ценовой границы до долларов пятисот (сейчас хай-эндисты меня убьют!).
Прирост качества очень неэластичен и жестко ограничен возможностями
стандарта. А его возможности в настоящее время полностью выбраны.
Платить же много за тяжеленные CD транспорты с массивными прижимами
- это из разряда оплаты заговора от сглаза. Дешевый и легчайший
CD-ROM drive читает любой диск, а TEAK VRDS весом в слоненка и ценой
жигулей "не берет" .
Сейчас появился стандарт DVD audio, который существенно приблизит
цифру к идеалу, но пока поигрыватели этого почти не выпускаются,
а для России этот вопрс неактуален, пока не появились пиратские
DVD диски, а есть подозрение, что они вообще не появятся из-за коммерческой
бесперспективности.
Кассетник, как класс аппаратуры постепенно отмирает. Те фирмы,
которые производили дорогие кассетники (до $1000), например Айва
и Акай, сейчас известные, как производители дешевого ширпотреба,
свернули их производство. Так что вкладывать деньги в кассетник
не нужно. Его можно заменить в качестве стационарного источника
компьютером с пригрывателем mp3 файлов. Тьюнер необходимый источник
фоновой (ambient) музыки. Качество собственно звука ограничено стандартом
стерео вещания, но качество того, что мы слышим сильно зависит от
качества приема, определяемого условиями приема, антенной и приемной
частью тьюнера. Так что деньги здесь потратить можно, но не очень
много. 500-й "Соньки" вполне хватит.
И, наконец, усилитель! Этому посвящена вся моя Homepage. Здесь
лишь скажу, что, хотя можно изготовить киловаттный усилитель с нелинейными
искажениями в в 0.000...%, скоростью нарастания в 300 В/мкс, но
не нужно. Достаточно высокие параметры легко достижимы и превосходить
их не имеет смысла и платить много денег за это не стоит. Но усилитель
- это мощное устройство и в дешевых моделях экономят на существенных
вещах, вроде источника питания, поэтому для хорошей акустики можно
купить (сделать) хороший усилитель.
Все перечисленные выше компоненты в разной степени подвержены
влиянию субъективизма. Я не оговорился: не представления о них,
а они сами. Производители ориентируются на спрос и, если спрос на
услуги колдуна есть, колдуны присутствуют на рынке. Особенно этому
подвержены виниловые вертушки, но нас это не очень касается из-за
их цены, но и, как не странно - усилители. Объясняется это просто:
слепить самопальный CD проигрыватель сложно, а привод для него -
так просто невозможно. В то же время любой начинающий радиолюбитель
паял свой усилитель. Мелкие фирмы, выпускающие десяти-ваттные ламповые
усилители за несколько тысяч долларов, основаны именно такими любителями,
првда, с коммерческой жилкой. Некоторые же вещи вообще возникли
вообще благодаря стараниям колдунов Хай Энда. Это кабели и подставки
для аппаратуры. Последние из предмета мебели превратились в дорогостоящий
компонент. Уже проводятся их "прослушивания".
Продолжение следует.
Георгий Крылов http://www.geocities.com/ResearchTriangle/Node/2356/
|
|