|
Ищут, в основном, Фендер и Гибсон. Две компании, чья продукция
50-60-х годов стала "музыкальным золотом". Больше ничего
не интересует. Мы, выбирая гитары, слушаем. Там никто не слушает.
Как она звучит - это почти никого не интересует. Важны три пункта:
1) как выглядит, 2) все ли на ней оригинальное и - 3) какого она
года. Это - бизнес.
У музыкантов все наоборот: их почти не интересует, как выглядит,
главное - звук. Американские музыканты спокойно покупают поломанные
гитары, переделанные или перекрашенные. Я только что продал на выставке
Vintage Guitar такой инструмент - джаз-бас Fender 66-го года, который
мы нашли здесь, в России. Ходили слухи, что он уже 20 лет находился
в Архангельске. Я особо в эту легенду не верил. Откуда? Закрытая
страна… Оказалось правдой. Как он попал к нам? Неизвестно. Могли
привезти моряки, югославы на гастроли… И вот, после экспертизы мы
обнаружили, что гриф и сам корпус - от разных гитар. Корпус цвета
sunburst оказался 67-го года, а гриф - 66-го, от другой гитары и
другого цвета, беловатого - olympic-white. Чтобы сделать цвет одинаковым,
кто-то счистил краску с грифа, но лого осталось желтым. Если бы
этого не сделали, то гитара стоила бы еще дороже. Просто, люди не
знали, что она будет иметь когда-то большую ценность. Здесь же,
на выставке, два американца представили Fender 57-го года в отличном
состоянии, будто на нем вообще не играли. Видимо, инструмент просто
пролежал. Цена - 38 тысяч долларов.
…Каждые десять минут подъезжают все новые и новые машины. На открытой
площади лежат груды старья. Мне, как человеку, имеющему отношение
к музыке, очень трудно пройти мимо пластинок. Лежит на асфальте
там и Эрик Клэптон, и Битлз, и Криденс, и Дип Перпл весь. Но здесь
тоже свои охотники ходят. Поэтому ты должен очень оперативно оказаться
около этой груды и быстро отрыть и отложить в сторону добычу. Вежливость
там присутствует, никто тебя не толкнет, но в стороне уже стоят
три человека и ждут, когда ты перероешь эту виниловую гору и отойдешь
в сторону, чтобы сразу приступил следующий… Поэтому, самое важное
свойство, уметь быстро занять место и быстро отложить, что тебе
нужно. А впереди уже видишь еще что-то, но, пока ты бежишь туда,
уже это купили и на твоих глазах вещь уплывает. Я лично бежал наперегонки
с японцем к усилителю Макинтош и успел схватить его первым. Японец
не добежал.
Наткнулись на поломанную виолончель, валялась там. У нас был каталог,
и я сразу определил, что эта виолончель имеет ценность. Купили ее,
конечно, сразу, и через два дня уже продали на аукционе. Означает
ли это, что продавец не знал истинной ценности? Откуда у него этот
товар?
Американцы, когда переезжают в другой штат, весь свой скарб оставляют
в сторидже. Он там может лежать годами и десятилетиями, чтобы в
один прекрасный день пойти с молотка. Покупатель может даже не видеть
всего, что он покупает: просто откроет дверь, окинет глазами старую
мебель и груды старья и берет оптом. Платит, скажем, тысячу долларов.
Угадал - значит, среди этого хлама может попасться что-нибудь ценное.
Он, может быть, никогда не узнает истинную цену. Но, раскладывая
этот хлам в свап-мите, он понимает, что сюда уже приедут люди осведомленные,
а значит, что-то наверняка купят. Охотники, обычно, знают, что ищут,
среди них идет бешеная конкуренция.
Кто-то ищет драгоценности, другой буквально роет "на удачу"
в грудах старья. Находят какие-то ложки, железки, на которые ты
и внимания бы не обратил. Ты высматриваешь музыкальные инструменты,
но… попадаются вещи, вдруг тебе интересные: какой-то японский чайник,
сервиз из маленьких чашечек, вдруг, видишь совсем уж завораживающую
куклу с мелодией внутри. Несколько раз стоически обходишь ее стороной,
но она опять и опять попадается на глаза. В тебе что-то ломается.
Все!
- Сколько стоит?
- Доллар…
Если даже тебе не повезло, и ты уходишь без инструмента, зато
- с добычей! Уйти вообще без добычи просто тяжело, как рыболову,
наверно, который должен поймать свою рыбу. Надо видеть эти лица,
когда люди уносят с собой добычу с радостной улыбкой…
Вдруг, начинает мерещиться, что вся Америка сложена из таких вот
ячеек, где продается - все!
Мое время заканчивалось, а гитары все не было. Один старый Гибсон,
71-го года, висел в магазине и все время попадался мне на глаза.
Но хозяин не уступал ни цента скидки. Это казалось странным, потому
что американцы вообще любят делать скидки и покупать по скидкам.
Что самое интересное, я всегда получал в этом магазине скидки… Но
это наводило на мысль, что хозяин хорошо знает цену гитары, ее очевидную
коллекционную стоимость. Я включал ее, держал в руках, и мне казалось,
что в ней что-то такое было, - сущность Гибсона. Гитара становилась
все более притягательной и волшебной. Я начинал понимать, что куплю
ее.
У меня давно такое ощущение в этом бизнесе, что часто гитара словно
ждет своего хозяина, и другой человек ее никогда не купит. Это как
женщина, назначенная одному мужчине. Даже, когда у гитары уже было
несколько владельцев, это воспринимается, как повороты судьбы. Басист
Billi Sheachan дарит одну из своих уникальных гитар своей подруге.
Которая в этом ничего не соображает, конечно, и продает гитару моему
другу в Москве. После она почти год стоит у нас в магазине. Однажды
появляется человек из какого-то далекого северного городка, видит
ее и вдруг понимает, что всю жизнь мечтал именно о таком инструменте.
Он уехал просто счастливым человеком с этой гитарой. Алексей Молодцов
в группе Серьга играет на басе, который "познавал жизнь"
в панковой группе Brand Storm, а еще раньше до этого принадлежал
Rolling Stones. Стив Вай на гастролях в Москве был ошарашен, увидев
бывшую свою семиструнную гитару в руках одного из фанов. Мы ее месяц
искали этому человеку на заказ, а продал нам ее гитарист Диб Биг
из группы Keep Vinger. Через наш магазин "ушла" к своему
новому хозяину и гитара Flea - басиста группы Red Hot Chili Peppers.
Попал к нам однажды даже Gibson L-3 - 1915 года выпуска. Его подарил
нашему солдату американец во время встречи на Одере в 1945-м. Пятьдесят
лет на гитаре никто не играл.
Приезжаю в магазин. Гитара все еще там. Ее уже около двух лет
не покупали. Когда-то принадлежала очень известному музыканту, он
скоропостижно скончался, и теперь сын принес ее продавать. Очень
сохранилась гитара. Все "железо", датчики, колки - 60-х
годов. Но, действительно 71-го она года, или нет? Есть много мелких
нюансов, чтобы точно узнать год выпуска 50-х, 60-х, или 80-х. Но
мы искали во всех каталогах и не могли определить цвет. Оказалось,
это был sunburst, но под солнцем от времени выгорел и будто загорел.
Очень красивая гитара.
Это как наваждение: все время сомневаешься, тот ли это инструмент,
который ждут от тебя? Звоню в Москву, говорю: есть… Спрашивают:
как звучит? Что я могу сказать? Я не знаю, как звучит. Если на гитаре
долго не играют, она "забывает" своего хозяина. Ее надо
заново воскрешать из небытия. В Америке, когда спрашиваешь: "Как
звучит?", - отвечают: "Это Гибсон…"
man'Music
Справка "man' Music"
Цена скрипки Страдивари сегодня может доходить до полумиллиона долларов.
Гитара Fender, на которой играл Джимми Хендрикс, была продана уже
за 200 тысяч. Что будет дальше?
Среди нескольких устоявшихся моделей электрогитары к концу века
определились два основных законодателя ее звука: Gibson и Fender.
Это Страдивари и Гварнери современности. Сходство проявляется еще
в том, что и "гибсон", и "фендер" ценятся именно
50-60-х годов выпуска, когда к их изготовлению приложили руку сами
создатели обеих знаменитых моделей - Лес Пол на фирме Гибсон и Лео
Фендер на собственном предприятии. Можно сказать больше: наиболее
"радикально настроенные" гитаристы вообще не признают
инструменты, увидевшие свет после 70-го года. Несколько лет назад
цена оригинальной гитары Гибсон Лес Пол Стандарт, изготовленной
в 1959 году, доходила до 50 тысяч. В 1999 году фирма Гибсон предприняла
беспрецедентные усилия по созданию точной копии Лес Пола 1959 года,
выпустив ограниченный тираж к "сорокалетию". Цена нового
инструмента не поднялась выше 15 тысяч.
Звучание Гибсона - это: LedZeppelin, Uriah Heep, Black Sabbath,
Би-Би Кинг, джаз.
Звучание Фендера - это: Rolling Stones, Deep Purple, Эрик Клэптон,
Марк Нопфлер, джаз.
Man'
Music №3- октябрь 2001
|
|