|
Время действия:
глубокая февральская ночь.
Место:
кафе "Пироги" на Пятницкой.
Фигуранты:
журналист Артем Липатов,
издатель "man' Music" Дмитрий Петухов,
барабанщик Владимир Тарасов.
Легендарный Тарасов, экс-участник знаменитого трио ГТЧ (и автор
книги под лаконичным названием "Трио"), автор цикла перкуссионных
произведений АТТО, музыкант, работающий по всему миру, мастер перформансов
и инсталляций и, увы, нечастый гость в Москве. Он только что вышел
из культурного центра "Дом", с завершающего концерта фестиваля
собственного имени, где в составе "Пушкин-квинтета", аккомпанировал
Андрею Битову, читавшему черновики Пушкина.
Собственно говоря,
никакого интервью, как задумывалось, не вышло. Был разговор - длинный,
путанный, сбивавшийся с темы на тему… но именно в обычном застольном
разговоре есть то внутреннее доверие собеседников друг к другу,
которого не так просто добиться, имея под рукой заранее составленный
список вопросов. Тем он и интересен.
Перед вами - фрагменты этого разговора.
КНИГА. КГБ
Тарасов: …у Битова, в романе "Оглашенные", есть
много перекрестных ссылок: Владимир Ильич, см. Ленин; Ленин, см.
Ульянов… Владимир Набоков, см. Сирин; Сирин… и так далее. И еще:
Владимир Петрович, см. Тарасов; Тарасов, барабанщик, композитор…
Дальше: Литва, государство, в котором живет Владимир Тарасов. И
все.
Общий смех
Т. И вот когда я пытаюсь в Литве что-то сделать, помощник
президента тычет в эту книгу: это что?! Я говорю: это же юмор!..
Л. Я, кстати, вспомнил еще один список в еще одной книге,
в котором вы фигурируете.
Т. Серьезно?
Л. Ну да, в книге Виктора Пивоварова "Влюбленный
агент". Очень славная книжка, вышла буквально полгода назад,
и там есть список людей, которые бывали у него в гостях в Праге.
Вот там-то вы и есть.
Т. Да, бывал я у Вити, он хороший художник… А моя книга,
"Трио", меня разорила. Сейчас уже меньше, а доходило до
того, что в неделю я получал до сорока писем - из Красноярска, из
Сибири почему-то… с просьбами слезными. Я договорился с издателем,
и они это дело высылали. А тираж давно распродан.
Л. А в России нет вашей книги?
Т. Вот, собираюсь пойти по этому поводу в "Вагриус".
А фрагменты были в журнале "Квадрат"…
Л. …и висят теперь на их сайте. А как у вас появилось
желание написать книгу?
Т. А никак. Я работал в Нью-Йоркском университете, в Америке,
занят был два раза в неделю… Начали меня атаковать Томас Венцлова
и Юз Алешковский: надо написать. Никто, говорили, не напишет, кроме
тебя… И они были правы. В итоге они меня убедили в чем? Что это
должен написать кто-то изнутри. Я ведь не делаю анализа музыкального,
я пишу историю: шаг до трио, шаг после трио. Сейчас надо писать
новую книгу, под названием "Соло". И я сидел три года…
Мне помогли, конечно, архивы и память.
Л. А издали вы ее…
Т. На следующий год, когда приехал в Вильнюс. Там тоже
была интересная история. Я вернулся в Вильнюс и пришел в одно издательство.
А там. В книге есть глава о "друзьях" под названием "Пальто".
О кагэбэшниках, которые нас за границу сопровождали. Их тогда так
называли - "пальто". И я отдал книжку в одно вильнюсское
издательство, а редакторша, старая знакомая, очень интересовалась
некоторыми деталями - была заинтригована, какие-то куски из Америки
я посылал. Она взяла эту книжку… и на следующий день, утром, я выходил
из Музея современного искусства; останавливается машина, "девятка",
оттуда выходит такой парень и говорит:
- Володя, можно с тобой поговорить?
Когда незнакомый человек к тебе обращается на "ты", действует
старая реакция: это или комсомольский деятель, или кагэбэшник. Абсолютно
точно - они всегда и со всеми не из их мира были на "ты".
Я сел к нему в машину.
- Так, - говорит он, - ты книжку написал?
Я молчу.
- Ты, - говорит, - меня не помнишь?
- Нет, - говорю.
- Я был куратором КГБ в Академии художеств.
Литовец, говорит по-русски - они все говорят по-русски. Им положено
было.
- Если там будет, - говорит, - хоть одна фамилия…
Прямо так мне откровенно говорит. А вокруг независимое государство
Литва. Ничего общего уже давно с Советским Союзом не имеющая…
Я понял, что он книжки не читал - потому что в главе этой ни одной
фамилии и не было.
Л. И как вам это ощущение возврата на эпоху назад?
Т. Это было чудовищно.
Л. То есть вы понимаете: столько лет прошло, но эти
ребята никуда не делись.
Т. Да! Они - в полном порядке. Так вот, я сказал, что нет
в книге ни одной фамилии, он успокоился - и стал мне показывать:
вот, видишь этот дом? А этот? Это - мои дома! Он - собственник недвижимости,
real estate. У него все в порядке. Процветает.
Л. То есть это не только российская история?
Т. Нет! Все постсоветское пространство так живет. То же
самое происходит в Чехословакии, в Венгрии… Да, и я тут же сообразил,
откуда ноги растут. Поехал в это издательство и сказал этой женщине:
вы знаете, я передумал, отдайте мне рукопись. Ясно было, что она
позвонила этим ребятам. Она туда, в рукопись, только заглянула,
но, как профессиональный стукач, просчитала, что там должно быть…
Вот такая история была.
ФЕСТИВАЛЬ I
Л. А чья была идея - провести в Москве фестиваль Владимира
Тарасова? Дмитриеву? ДОМу?
Т. Это было задолго до того, еще не было ДОМа. Я приезжал
по каким-то делам, и встречался с Виталием Пацюковым - собственно
говоря, идея была его, чтобы и музыка, и инсталляции - и с Колей
Дмитриевым. То есть планировали мы все это уже тогда. Это вообще
хорошая идея, чтобы показать творчество во всех красках, и ДОМ -
место хорошее. Я - человек осторожный, я сперва приглядываюсь, но
потом, когда с головой окунаюсь, вся осторожность куда-то пропадает…
Но сначала, первые шаги - осторожны. Правда, я Виталия знаю очень
много лет, и Колю тоже, и не было этих вопросов - надо это делать,
не надо…Поговорил, конечно, с Володей Мартыновым…
Л. Да, его-то фестиваль как раз перед вашим был.
Т. …и мне самому интересно было - я ведь то, что на втором
этаже было, в Москве никогда не показывал.
Л. Фестиваль сегодня закончился. Ваши ощущения?
Т. Я удовлетворен. Да, у меня были проблемы в начале с
помощниками. Вот Страна Советов! Я говорю - мне нужна изолента.
Мне говорят: вот в том магазине продается. Вентиляторы? Мне говорят:
надо съездить на рынок. Какой рынок?! Вы с ума сошли?!.. Но потом
как-то все образовалось.
Л. А среди музыкантов был кто-то, с кем вы выступали
впервые?
Т. Конечно. Был Яремчук. Были фильмы, под которые я должен
был играть. Про Чапаева… Мне это вообще неинтересно! Меня не интересует
эта страна! Я про нее забыл!
Л. Эти игры со стереотипами, псевдо-ретро эдакое. Оно
постоянно всплывает. Особенно последние пару лет - как упражнение
в современном искусстве. Вокруг этого почему-то все крутится.
Т. Понимаете, я очень много работаю с современным искусством.
С кино - "Кабинет доктора Калигари", "Франкенштейн"…
Но…
Л. Видимо, это не отягощено, как у нас, мучительным
расставанием с собственным прошлым.
|
|