|
| использован текст с сайта http://yanko.lib.ru/
|
XX век - новая эпоха. - Рациональное - иррациональное. Новое
ощущение времени. - Чтение и "книжное" знание. философия
и обрядовость. - Культура и природа. -"Дух времени".-
Русская культура
- Культура XX века настолько сильно и принципиально отличается
от культур предшествующих веков, что это дало возможность некоторым
исследователям выдвинуть гипотезу о начале новой, четвертой эпохи
развития человеческой цивилизации. "Мы находимся,- пишет американский
социолог Ч.Р.Миллс,- у окончания того, что называется Новым временем.
Так же как за античностью следовало несколько веков ориентализма,
которые Запад провинциально называет "темным и веками",
так и сейчас Новое время сменяется постмодерным периодом. Его можно
назвать "четвертая эпоха". Первая эпоха - это античность,
вторая - раннехристианский период, средние века. Третья - то, что
обычно называют Новым временем - связана с возрождением чувственно-осязаемого,
рационального, незашифрованно-ясного. Прямая перспектива в живописи,
декартовский рационализм, век Просвещения, музыка венских классиков
- все это звенья этой третьей эпохи. Наконец, XX век - "четвертая
эпоха" - суммирует, сопоставляет и оценивает предшествующее
в едином надисторическом контексте. Возникает новый тип культуры,
элементами которой становятся целые культурные традиции, мифологические
структуры, знаки разных эпох, Любопытно, что сходную мысль задолго
до американского социолога в 1921 году высказал русский поэт Вячеслав
Иванов: "Если, по Огюсту Конту, человечество в своем развитии
прошло через три фазы: мифологическую, теологическую и научную,
то ныне наступают сроки новой мифологической эпохи"* . __________
* М. А л ь т м а н. Из бесед с поэтом Вячеславом Ивановичем Ивановым
(Баку, С. 321 1921) // Ученые записки Тартуского государственного
университета.-Тарту, 1968. Вып. 209
Согласен ли ты с тем, что сегодня возрастает роль символики,
иррациональности, что наша эпоха в чем-то противостоит рационализму
Нового времени и более близка средневековью? Ощущаешь ли ты границы
нынешней эпохи в прошлом, настоящем и будущем?
А.Ш. Я совершенно с этим согласен, и согласен также по
субъективным причинам. Я уже не раз тебе говорил, что после инсульта
получилось так, что я вроде бы головою помню значительно меньше,
чем помнил раньше, но при этом я гораздо больше з н а ю. Я стал
больше ориентироваться не на умственное знание, а на какое-то
собачье ощущение. Я знаю что-то, и могу объяснить, почему это
так, найти аргументы (как правило, я их нахожу), но я как-то не
озабочен их наличием или отсутствием. Я все равно знаю, хотя мне
никто ничего не объяснял. А раньше я должен был вспомнить и подумать,
как правильно ответить.
Другое - тоже личное, субъективное ощущение - оно касается моего
контакта с сыном. Я уже давно замечаю как бы перегородку между
поколениями. Мы, так сказать, еще представляем интеллектуальное
направление, поколение с интеллектуальной закваской - все взвешено,
дозировано. А у нового поколения этой закваски, где все проработано
головой, вроде бы и нет. Но непосредственное, изначальное значение
- неизмеримо тоньше того, что дает интеллектуальная закваска.
Его спрашиваешь, а ответ уже готов, хотя он никогда об этом не
говорил и этого не обдумывал. То есть, получается, что и без учебы
есть знание, и это знание не литературного происхождения. В нашем
поколении может происходить постепенное перетекание умственного
знания в интуитивное, а может быть, это все же именно умственное
знание, которое, суммируясь, лишь выглядит интуитивным. Но у моего
сына это точно не умственное знание, а интуитивное ощущение, -
гораздо более точное. Художественная литература интересует его
в гораздо меньшей степени, нежели какая-нибудь конкретная литература
про то, чем он в данный момент заинтересован. Восточная литература,
философия - все, чем я заинтересовался практически уже около сорока,
его интересует изначально. Этот круг уже давно открыт ему сам
по себе, в него не надо было входить, его не надо было расшифровывать.
Он был сразу готов и открыт. Странная вещь: у него интерес к Востоку
с детства, с самого раннего детства, какая-то страшная заинтересованность
Китаем, Японией, - всем тем, что формально ничего располагающего
к такой заинтересованности не давало. Китай был забракован интеллектуально
из-за той чудовищной атмосферы, которая еще и сегодня не ясна.
И тем не менее был интерес к тому, а не к этому миру. Все развитие
негативного и позитивного, воплощенное в характере рок-музыки
и искусства в целом, - это развитие идет к тому, чтобы не произносить
длинных монологов и объяснений, но сразу давать парадоксальные,
но вместе с тем естественные (а не мучительно высиженные) решения.
Так что в таком смысле смена эпох безусловно есть, но она наступает
не мгновенно, а постепенно проявляется в преобладании чего-то
одного над другим. Можно сказать, что в целом вроде бы привыкая
к интуитивному развитию, люди все-таки еще склоняются к уже ушедшему.
Еще есть неопределенность. Но поворот в эту сторону безусловен.
Оживление того, что было сто лет назад, - например, интерес к
Блаватской. А вообще у меня ощущение, что все в истории бесконечно
и ничто не имеет окончательного качества и определения. Это только
с каждой сегодняшней точки зрения кажется, что теперь, наконец-то,
уже установилась полная ясность, но потом проходит семьдесят лет,
и все абсолютно меняется, и опять приходит то, что уже давно,
казалось, перестало существовать.
- Какие события XX века были, с твоей точки зрения, важнейшими?
Какое событие - культурное, научное, социальное - более всего повлияло
на твое творчество,- и способны ли вообще такие события повлиять
на искусство? Наше столетие выдвинуло новые представления о времени,
пространстве, теорию относительности. Получило ли это какое-то отражение
в твоей музыке?
А.Ш. Мне трудно сказать о каком-то едином влиянии чего-то
одного, но я могу назвать ряд вещей, которые оказали сильное влияние.
Одним из сильнейших "впечатлений", извини, была все
же атомная бомба - и все последствия, моральные прежде всего.
Тогда казалось, что все опасности, ужасы и еще более страшные
бомбы и оружие - все это уже неустранимо; сила оружия как бы все
обесценила. В каком-то смысле это так, но все же не все обесценилось.
Такого безысходного трагизма, который навевался реальностью лет
25-30 назад, сейчас вроде нет - хотя реальное количество всеобщих
опасностей не уменьшилось, но моральное напряжение немного ослабло.
Очень большое впечатление на меня оказало и сейчас оказывает
растущее во мне ощущение разной длительности одного и того же
времени. Время - для меня во всяком случае - имеет два круга развития
в жизни. Один - большой, который как бы закончился в 1985 году,
и второй круг, который снова начался после этого. Сейчас для меня
каждый день -это очень большой срок, который вмещает очень много.
Это ощущение -опять изначальное, как бы из детства пришедшее (хотя
детства второго не было). Это новое ощущение опять расширяющегося
времени очень много мне дано. У меня прежде было постоянное чувство
какой-то усталости, как бы жизнь "доканывала", и так
уже все надоело, и так много было всего, и все уже было... А вот
сейчас вновь появилась оценка различных явлений не только в их
общей связи, но и каждого по отдельности. И это удлиняет переживание
каждой секунды. Я ее, каждую секунду, ощущаю не как песчинку,
не как миг. Это часть времени, это - нечто. А я давно уже потерял
ощущение этого нечто. Я и сейчас часто, быстро и от многого устаю,
но эта усталость не носит характера вековой или десятилетней усталости.
Эта усталость, которая очень сильна, она как как бы заслоняет
все. Но достаточно забыть о ней. Поэтому у меня совершенно изменившееся
отношение ко времени.
Я стал чувствовать, в частности, что время для разных людей
и даже для одного человека в разные годы его жизни - совершенно
разное по длительности и по темпу. Это время - бесконечно разное,
хотя у него одинаковые секунды. Они щелкают одинаково, но это
- такое расстояние, а то - другое. Поэтому у меня приблизилось
ощущение, что оно, наверное, эйнштейновское, что время - относительно.
Я стал лучше понимать это, потому что испытал на себе, что секунды
бывали в моей жизни разными, а значит, приблизился безо всякой
техники и межпланетных полетов к этому пониманию времени.
- Помнишь Круг чтения Льва Толстого: прижизненное издание,
включающее выписки из книг разных философов и писателей? Каков твой
"круг чтения"? Выписываешь ли ты что-нибудь, что необходимо
для работы или просто для жизни? Есть ли вообще такие тексты, формулы,
правила, которые ты постоянно повторяешь или к которым ты постоянно
обращаешься? Какого рода литературу ты предпочитаешь: беллетристику,
эссеистику?
А.Ш. В принципе я был бы склонен к тому, чтобы делать
выписки, систематизировать жизнь всеми путями, в том числе и путем
выписок. Но это только в принципе. А реально мне это не удавалось
никогда, а сейчас я бы не стал к этому и стремиться - как, впрочем,
и ни к чему другому, и к чему я раньше в жизни стремился. У меня
- в продолжение того, что я говорил,-появилось такое осознание
некоторой конечности и вместе с тем бесконечности знания. Конечность
проявляется в том, что ты как бы не можешь вместить больше, чем
определенное количество: если ты узнал чего-то больше, то наверное
ты потеряешь нечто другое, что ты прочитал или узнал раньше, оно
уйдет немножко дальше ы тень, оно перестанет иметь важное значение.
Есть как бы конечная доза или норма знаний. Хотя, конечно, эта
доза - относительна, потому что известно, что умирающие в последнюю
секунду все, что они видели, знали, говорили, делали, слышали,
- еще раз переживают. Оказывается, что они вспоминают все, в том
числе и то, что их сознательная память уже не помнит. А подсознание
все это помнит.
Но независимо от этого я понял, что опора на систематизированное
знание с цитатами, именами, книгами, с долго выстраиваемым внутренним
миром (ты как бы строишь в себе целое государство, целый мир)
- для меня была бы ошибкой. Потому что человеческое сознание имеет
одну особенность: чем больше из неосознанно знаемого человеком
перетягивается в область осознанного знаемого, тем больше это
осознанно познаваемое теряет некую незримую неуловимую часть,
которая как тень сопровождает мысль, когда она еще не откристаллизовалась.
Само слово "кристаллизация" - уже в известном смысле
ограничение этого бесконечного стороннего мира. А когда он кристаллизуется,
от него вся шелуха отходит. Но вместе с этой шелухой отходит и
бесконечное количество нераскрытых возможностей, и в этом - опасность
кристаллизации. Знание, когда оно приходит к кристаллизации, очень
многое теряет, приобретая. Потому что кристалл - это яркое, сверкающее
и неуязвимое нечто. Но вместе с тем это - кристалл, а не живое
что-то, неорганическое, изменчивое. И поэтому я отдаю предпочтение
не энциклопедически систематизированному знанию, а тому знанию,
которое есть у человека как будто бы не знающего. Это знание приобрело
для меня большее значение.
Что касается чтения, то - как ни странно - раньше я меньше читал,
и мне меньше это было нужно, чем сейчас. Помню, я очень увлекся
восточными понятиями, и наступил момент, когда все в литературе
перестало быть интересным, оказалось второстепенным и несерьезным,
а серьезным стало кое-что из философской литературы. Я в этот
момент как-то потерял ощущение жизненности и жизненной обусловленности
беллетристики. И она перестала для меня наполняться ежесекундным
смыслом при чтении. В ней мне недоставало кристаллизованного,
проясненного, окончательного знания.
Но сейчас я опять вернулся к тому прежнему ощущению, когда при
чтении философской литературы я нeoднокpaтно испытываю разочарование.
Я, как и многие сейчас, выписываю журнал Вопросы философии. И
вот я открываю его и глубоко разочаровываюсь в Ницше, который
на меня производил абсолютно гипнотическое впечатление (я много
его не читал, но кое-что читал). Но сейчас мне это кажется такой
несерьезностью, такой поверхностной вещью... и я просто не стал
его читать.
Но мне показалось, что недостаточно серьезен и Соловьев, то
есть его серьезность - это систематизирующая серьезность, которая
намного выше Ницше. Но даже здесь мне показалось, что это уже
прошедшее. Даже Соловьев, который должен был открыться и поразить,-
и во многом он открылся и поразил, но все-таки некоторое впечатление
усталого и уже непереваренного сознанием - осталось. Я думаю,
сейчас изменилось мое отношение к философии в принципе. Философия,
растворенная в Библии, в которой есть все, в том числе и философия,-
она не потеряла своего смысла, но философия систематизирующая,
как бы она ни была высока, для меня свой смысл в какой-то мере
потеряла, или на сегодня поблек этот смысл. И поэтому опять стала
меня интересовать художественная литература, хотя я, конечно,
понимаю, что все это сегодняшнее увлечение тем, чего мы были десятилетиями
лишены и что теперь появилось,- это увлечение людей изголодавшихся.
Я теперь понимаю, насколько мы изголодались по всему этому,- и
вот я читаю уже три года, и пока еще не устал от этого чтения.
Хотя многое, на что я "бросался" раньше, сейчас уже
интереса не вызывает. Меня уже не волнуют бесконечные, в каждой
газете повторяемые статьи про Ахматову, про Мандельштама, Пастернака.
Но когда я открыл Новый мир, где стали печатать отрывки из Архипелага
Гулаг,- это меня потрясло, и это для меня было одним из сильнейших
за последнее время ощущений. Я с интересом жду дальнейших публикаций,
и в каком-то смысле рад, что не читал этого раньше (местами, конечно,
читал, но подряд - нет): мне именно сейчас интересно это прочитать.
- Не считаешь ли ты современное мышление слишком рациональным
и материалистическим? Твое отношение к магии, религии, приметам?
Считаешь ли ты необходимым для поддержания духовной дисциплины соблюдение
церковного календаря, вообще формальной стороной веры? Кто из философов
тебе наиболее близок и интересен; есть ли какая-нибудь исторически
известная система взглядов, которая была бы особенно созвучна твоему
мироощущению?
А.Ш. Я не могу назвать какой-то формально организованной
системы взглядов, которая была бы для меня решающей и диктовала
бы мне и образ жизни, и работу. Я, конечно, в разное время склонялся
к тому, что я в тот момент читал и чем увлекался. А вот сейчас
эта способность увлечься до такой степени читаемой книгой или
изучаемой философией вообще отпала. Отпала потому, что я как бы
ежесекундно вижу всю идеальную неполноту философии. В самых тонких
случаях она все же проявляет свою бесконечную неполноценность.
В этом смысле все наивные мистики - те, которые были не склонны
к систематизации и ограничению своего знания, а просто излагали
его,- имеют для меня большее значение, чем возводящие стройное
знание. В этом смысле если начать с Христа и взять Евангелие от
Иоанна, или Августина, или Мастера Экхарта, или Франциска,- во
всех этих случаях мы имеем дело с тайной, которая всегда тайной
останется, и даже в таком наивном coлнечном проявлении, как у
Франциска. Тайной, которую не объяснишь. И это для меня наивысший
вид литературы.
Причем, как только эта тайна становится тайной систематизированной,
как только идет речь о дозированной мистике, о Рудольфе Штейнере
или о ком-то другом, так мне становится совершенно не интересно.
Я тут же перестаю этому верить. Пока человек исходит из ощущения
истинной бесконечности этой тайны, он никогда не достигает относительной
систематизации и всегда сохраняет достоверность того, что говорит.
Но, достигая систематизации, он сразу же впадает в одну из многочисленных
ошибок, диктуемых относительным знанием. И мне это сейчас не интересно.
Что же касается вопроса о религии, то вся формальная сторона
веры - в буквалистском, добродетельно-буквалистском, ежедневном,
ежесекундном толковании - для меня логически потеряла свою ценность.
Я не могу отстоять и защитить такой реалистической мотивировки
всего того, что человек делает и говорит в связи с верой. Это
- вера, но весь ее ежедневный ритуал как бы потеряп свою обоснованность.
Как бы, я подчеркиваю. Почему? Потому что если себя оставлю в
покое, на "нуле", то этот нуль меня немедленно возвратит
к наивному, исходному ощущению веры, при котором для меня вновь
становится достоверным все, несмотря на наивность, связанную с
верой и ее обрядами. На богослужении я испытываю не только радость
оттого, что я присутствую, но и некоторое ощущение тяжести оттого,
что в долго длящемся обряде десятки минут могут быть интересными
и замечательными, а десятки минут - пустыми, когда ты лишь формально
присутствуешь. Но все же вера свое изначальное качество не теряет,
и оно состоит вот в чем: ты чувствуешь, что сквозь все эти приблизительные
слова, многократные переводы, перетолкования обрядов, неточные
рассказы о них, неправильные, ошибочные толкования - через все
это все-таки исходное толкование диктовалось не систематизирующим,
ограниченным и сознательным умом, но было, безгранично, как то,
что говорили Франциск или Иоанн. В наивности содержалась бесконечность.
Несмотря на словесную недоказуемость оно как бы не потеряло того
невидимого, самого главного, что было изначальным. И потому я
готов склониться перед любой дисциплиной обрядов, - для меня через
это просвечивает не ежесекундная аккуратность, а изначальная вера.
- Существует ли для тебя связь между искусством и физическим
миром, и как она проявляется? Чем обусловлена связь смысла его звукового
выражения? Есть ли в музыкальном языке (если музыка вообще - язык)
символический план и в чем он? Символичен ли звуковой материал сам
по себе - или он становится таким только в определенном стилевом
контексте? Веришь ли ты вообще в существование символов в культуре,
считаешь ли, что необходимо "истолкование" произведения
искусства, его глубинного, невыявленного, так сказать "мифологического"
плана?
А.Ш. Я думаю, что связь между искусством и физическим
миром существует, хотя я ничем бы не мог ее доказать. И все же
у меня ощущение, что она есть. В частности, когда я слушаю не
только серьезную, но и просто громко звучащую музыку, у меня впечатление
чего-то воздействующего на меня не только громкостью, но как бы
незримой массой. У меня ощущение, что на меня оказывается физическое
воздействие. Так, не ведая о том, меня мучает мой сосед. Мы с
братом и сестрой, которые были еще меньше меня, жили в одной комнате.
Я понимаю, что все мое детство, с четырнадцати лет, я истязал
их своей домашней музыкой.
Когда мы говорим о физическом, мы должны иметь в виду, наверное,
не только то, что можно взвесить на весах, но и то, что невидимо,
но оказывает именно физическое воздействие. В этом смысле для
меня физическое воздействие музыки бесспорно. Оно может быть очень
тонким, как у Веберна, или таким, как в сочинении Луиджи Ноно
для струнного квартета Fragmente-Stille, An Diotima. Это сочинение
оказывает сильнейшее воздействие, хотя оно почти не звучит. Ты
чувствуешь, что есть и т о н ч а й ш и е виды такого физического
воздействия. Я сейчас в нашем разговоре специально беру две крайности
и не касаюсь нормальных примеров. К нормальному восприятию хорошей
музыки в хорошем исполнении мы привыкли, но вот здесь, в крайностях,
и проявляется именно несомненное физическое качество.
И еще одно. Воздействие музыки Баха, я неоднократно с этим сталкивался.
Попробуй разговаривать громко в то время, когда звучит музыка
Баха, - ты не сможешь. Это трудно сделать, надо совершить над
собой определенное усилие, чтобы громко говорить, когда звучат
Страсти по Матфею. Помню, когда я преподавал в Московской консерватории,
у меня формально среди учеников числился Нодар Габуния. Однажды
во время нашего урока включили какую-то запись, которую мы заказали
для прослушивания. И мы, еще не осознав, что это, стали тихо разговаривать,
-потому что услышали Баха.
- А если это была бы другая музыка?
А.Ш. Думаю, что нет. Что-то именно от баховской музыки
идет, что тоже есть вид физического воздействия, хотя и не подавляет
громкостью или резкостью. Правда, можно сказать, что все это -
духовное воздействие. Но здесь граница между духовным и физическим
воздействием перестает ощущаться, или, вернее, духовное есть продолжение
физического, а не нечто совершенно другое. Музыка - это, конечно,
и физическая реальность, потому что и громкость, и высотный спектр
- измеримы. Но это, бесспорно, и язык: язык не в смысле перевода
на словесные аналогии - это самое элементарное и примитивное,
что можно себе представить. Это, несомненно, язык диктующий, но
не поддающийся словесному пересказу. Все попытки пересказать музыку
словами неизбежно ведут к пошлости, я абсолютно в этом убежден.
Есть приближение к пересказу музыки словами тогда, когда каким-то
образом воссоздается что-то, имеющее отношение к музыкальной сфере.
Например, на меня всегда книги К. Свасьяна оказывают большое воздействие,
особенно то, как он пишет о Моцарте. Кажется, что ты читаешь не
описание музыки, а художественную литературу, но ты также испытываешь
музыкальное ощущение. Вот это как раз тот род литературы о музыке,
который не имеет вредного воздействия. Есть и другие примеры.
Все, что написано о музыке в Докторе Фаустусе Томаса Манна, производит
сильнейшее впечатление, - во всяком случае когда-то на меня производило.
И это я никак не могу отнести к музыковедческим описаниям. Замечательные
страницы есть у Гофмана, но он, правда, был композитором.
Теперь - о символическом плане в музыке, Я вижу по крайней мере
два различных источника. Есть относительная символика, которая
придает разное значение одним и тем же вещам. Скажем, для одной
традиции - это одно, а для другой - нечто противоположное, как,
например, белый и черный цвета для Европы и Китая. Подобные расхождения,
наверное, есть и в трактовке музыкальных сигналов и их смысла.
Так возникает относительная музыкальная символика. Но есть и символика,
которая как бы объединяет внезапно все в принципе расходящееся.
Такая символика предопределена характером звука. Например, резкий,
громкий звук - это или некое природное, стихийное явление, или
нечто, производящее страх и диктующее что-то тревожное в восприятии.
Точно так же, как и нечто совсем иное, предопределяющее кайф в
восприятии или что-то возвышенно-духовное, или просто успокоение.
Причем символическая трактовка звучащих элементов обычно бывает
более заметной в духовной музыке, - или же в том, что имеет отношение
к сигналам (звонки, удары молотков). Или, например, страшные мистические
звуки у буддистов - все это как бы н е у с л о н а я символика.
Не знаю, абсолютная ли, но приближающаяся к абсолютной.
- То есть, такая символика, которая существует в любой музыке,
музыке любого времени?
А.Ш. В принципе да, хотя внутри музыки могут быть целые
слои, избегающие такой символики. Но это все же не значит, что
ее нет, - она есть в звучащей реальности этого слоя человечества,
так сказать.
- А как - в твоей музыке? Ведь очень часто темы или схожие
мотивы "гуляют" по разным твоим сочинениям. Происходит
ли это бессознательно - или эти темы имеют для тебя значение неких
"концентратов" и символов?
А.Ш. Нет, словами я их не определяю и в этот момент не
ощущаю их концентрации. Скорее я каждую секунду чувствую необходимость
их появления и поэтому их пишу. Но эта необходимость обоснована
не словесными доказательствами, а тем, что каждый звук связан
с последующим и предыдущим, и поэтому вся музыкальная ткань есть
нечто, где все звуки связаны, и одно влечет за собой другое. Но
определять словами все это, отдавать себе отчет в словах было
бы гибельно.
- Но ты осознаешь, что это уже было у тебя?
А.Ш. Да, конечно. И мгновенная мысль - да, это было и,
значит, если я точно воспроизвожу, я вру в том смысле, что нехорошо
повторять. А по сути дела, думая так, я не прав, потому что это
- правда, которая каждую секунду иначе должна высказаться, и поэтому
идет это бесконечное повторение. И такое повторение я вижу у многих,
начиная хоть с Баха, хоть с Шостаковича. Оно присутствует не только
у одного композитора, но и в круге композиторов, живущих в одно
время. Не потому, что они друг друга подслушивают или недостаточно
требовательны к своей индивидуальности. Это - неизбежно, потому
что это - духовная реальность, силовое поле, внутри которого находятся
композиторы. И потому, когда они делают одно и то же,- они находятся
под действием одних и тех же сил. Они не крадут друг у друга.
Это - воздействие некоей общей объединяющей сферы, а не только
их взаимное воздействие.
- Кем ты считаешь себя: человеком природы или человеком культуры?
Противопоставляешь ли ты эти два понятия? Позволяешь ли проникать
в себя всем, в том числе и низовым слоям жизни - или оставляешь
только один ее верхний слой? Элитарно ли твое искусство и искусство
твоих коллег? В чем для тебя смысл индивидуального творчества: самовыражение
- или отражение миропорядка, "высшего" творчества?
А.Ш. Я не могу, конечно, считать себя человеком природы,
потому что я не живу в деревне, я не пашу, не сею, у меня нет
огорода, я не ловлю рыбу. Короче говоря, ничего, свидетельствующего
о природе, в моей жизни нет, и я это считаю большим своим недостатком.
И вместе с тем я все же имею смелость настаивать на том, что и
дальше будет так,- и не только потому, что мне сейчас было бы
трудно все это делать чисто физически. Я не буду этого делать,
прекрасно понимая все свое несовершенство.
Я убежден, что культура есть что-то важное, но все же менее
важное, чем природа. Мое недостаточное соприкосновение с природой
в какой-то степени заранее предопределено тем, что по своему происхождению
я наполовину из такой среды, которая была очень много связана
с природой! Я как бы этого еще не забыл. А другая половина - не
столько с культурой, сколько с городом,- а это разные вещи! И
поэтому, очень уважая культуру, склонился бы перед природой прежде.
При том, что она так же добра, как и не добра, при том, что она
несет много хорошего и много опасного. Но она - природа.
- И в этом смысле сама музыка, твоя музыка - является ли она
отражением каких-то явлений, существующих в природе, в широком смысле
этого слова,- или, скорее, данностей культуры, то есть того, что
относится к человеческому сознанию? Отражает ли твоя музыка природу
- или выражает тебя?
А.Ш. Все попытки самому объяснить свою музыку заведомо
обречены на неудачу, потому что человек скован, когда ему надо
говорить. Выражает ли он то, что хочет? Я могу только одно сказать,
и это будет довольно убедительно: никаких замыслов, подобных бетховенским
в Пасторальной симфонии,- никаких подобных замыслов у меня не
было. Если они и появились, то в прикладных сочинениях, и я о
них не помню. Намерений изобразить шум моря, землетрясение или
рыдания и смех у меня никогда не было. Хотя, когда я писал на
тексты, допустим, кантату о Фаусте, то какие-то приближения к
этому были. Но они были пропущены через форму условного концертирования,
как бы несегодняшней музыки. Я не физиологический вопль выражал,
но вопль несколько стилизованный. Меня бы очень стеснило, если
бы я сегодняшний вопль выражал. А Фауст - это фигура из прошлого,
и она уже не есть фигура натуралистическая.
- А вот до-мажорное трезвучие столь частое в твоей музыке -
это явление природы или факт культуры?
А.Ш. Это для меня явление природы. И не только до-мажорное
трезвучие. Я, например, верю в природное обоснование обертонового
звукоряда, потому что несколько раз слышал утром обертоновый звукоряд
у моря и еще в Рузе - откуда-то со стороны. И я не мог объяснить
его. Может быть, в это время заводили какую-нибудь доилку, и у
нее был обертоновый звукоряд, это могло быть случайностью, но
производило это впечатление чего-то извне идущего.
- Как рождается замысел и как он реализуется? В каком облике
возникает представление о форме и смысле целого? Ты пишешь -или
"тобою пишет" кто-то свыше? Предпринимаешь ли ты какие-то
сознательные усилия для того, чтобы замысел оказался тем или иным?
А.Ш. Это так же, как со многими другими вещами. Когда
начинаешь об этом рассказывать, все попытки изложить более или
менее точно терпят крах... И тем не менее это делать надо, все
равно нужно приблизиться к тому, что ухватить не удается, но может
быть удастся в этот раз подойти несколько ближе. Изначально, если
ты имеешь такую внутреннюю модель, иррационально установленную,-
ты должен поделить себя на две сферы: это - ты в узком смысле,
а это - то, что через тебя тебе открывается и что значительно
больше, чем ты. И при этом хозяином являешься не ты, а то значительно
большее, что тебе открывается... И, собственно, вся жизнь -есть
попытка быть не собою, а орудием чего-то вне тебя. И вот это тебе
диктует и форму, и слова, и вне тебя обусловленную мотивировку
всего. Ты как будто бы не себе принадлежишь. И пока ты имеешь
это ощущение, твоя работа тебя не тяготит. Не ты ведь себе предписываешь.
Ты делаешь что- то, что кто-то другой предписывает тебе. "Кто-то"
- это очень грубо сказано, - нечто, что важнее, чем ты. Раз оно
предписывает, то оно изначально предопределяет и форму выражения.
И поэтому та идеальная форма высказывания, которую ты стараешься
реализовать, предопределена тем, изначальным ощущением. И вся
твоя работа - это попытка настроиться более точным образом на
восприятие того, что есть, всегда было и будет. Настройка никогда
не может произойти идеально, она может продолжиться час, даже
полтора, но будет сбита. И тем не менее вся твоя работа - это
не составление технических инструкций и их реализации, а как бы
вслушивание в то, что уже есть. Этим предопределено все - значение
и деталей, и рациональной мотивированности. Конечно, в какой-то
момент, когда идеальная концепция должна быть реализована, - ты
вынужден будешь "прибегнуть к упрощающей рациональной расшифровке.
Это упрощение. Ты спускаешься с более высокой ступени на ступень,
которая огрубляет, искажает эту истину, но ты таким образом получаешь
шанс ее высказать. Иначе ты даже и слова не имеешь права употребить.
Они уже есть огрубление мысли. И вот ты идешь сознательно на это
огрубление только потому, что таким образом ты можешь высказать
что-то. Огрублением становятся слова, если ты высказываешь мысль,
или ноты, если ты пишешь музыку. Попытки выйти за эти пределы
я видел, когда слышал записанные импровизации, подлинные импровизации,
а не изображенные, квазиимпровизированные.
Например, в Театр на Таганке приходил человек, который был божественно
красив. И приносил с собой фотографии, где он сидит с нимбом вокруг
головы, а какие-то почтительные мещанки стоят около него. Но,
когда он заводил свои импровизации, я начинал смотреть на него
иначе. Это были импровизации, которые могли длиться столько времени,
сколько длится пленка. Они не содержали в себе беспомощных повторений
или убогой метричности. В них не было гармонических банальностей,
и они не пугали ежесекундно непостижимыми поворотами. Это было
не изображение неожиданностей, но импровизация, не заботящаяся
о том, как ее слушают и воспринимают. И в этот момент она становилась
подлинной.
Подобные импровизации были у Алемдара Караманова, когда он садился
за рояль и импровизиоовал фуги. Действительно фуги, а не мнимую
полифонию. Это, конечно, было для него несерьезное дело, потому
что в принципе у человека есть более высокий выход на этот уровень.
Но я вижу в этом иное музыкальное существование, более совершенное
чем то, которое мы привыкли иметь в европейском сочиненном музыкальном
быту. И такое музыкальное существование напоминает мне то, что
есть в серьезной восточной музыке, у индусов.
- Существует ли некий "дух времени", который определяет
облик эпохи, может быть, непонятный сегодня, но наверняка проясняющийся
с течением времени?
А.Ш. Да, и это есть проявление некоей общей силы. В творчестве
Баха и Брамса, как ни парадоксально, есть родство. Потому что
они охвачены какой-то не в них лежащей мощной энергетической силой,
каким-то общим потоком. Точно такое же существует и у писателей.
В этом смысле есть общее, что сближает Кафку и Гессе, хотя они
предельно разные.
Каждый раз новая техника или новый комплекс понятий - это не
то, что посещает только одну голову, но витает в воздухе. Хауэр
и Шенберг, Голышев и Обухов. Причем я не придаю какого-то решающего
значения тому, кто первый это сделал. Ни один композитор не выигрывает
и не проигрывает от применения или неприменения новой техники,
потому что каждый прикреплен прежде всего к самому себе, а потом
уже - ко всем техникам. Ведь сочинения Хауэра и Шенберга, и даже
Берга, Веберна и Шенберга - совершенно разные. У Шенберга на преддодекафонном
этапе было некое краткое сходство в Веберном - краткие формы,
какая-то символическая загадочность: Шесть пьес, Побеги сердца
(Herzgewachse) для сопрано, гармониума, арфы и челесты. Но тем
не менее между Шенбергом и Веберном - огромное различие. То же
- между Бергом и двумя остальными.
Разница между Хауэром и Шенбергом еще больше. И споры о том,
кто первый использовал двенадцатитоновую технику, доходящие до
юридических выяснений, со временем теряют смысл. Также как сегодня
кажется бессмысленной дурацкая приписка Томаса Манна к Доктору
Фаустусу о том, что "двенадцатитоновая техника является духовной
собственностью композитора Арнольда Шенберга". И то, что
Вагнер любил роскошь и всю жизнь жил в невероятных долгах, и был
человек далеко не идеальный. И то, что Брамс тоже не был идеальным,
но с меньшим, может быть, числом "капитальных" грехов.
И то, каким был при жиэни почти "святой" Антон Брукнер.
Все это со временем теряет смысл!
Например, существует определенное сходство между Жалобами Щазы
Андрея Волконского и Солнцем инков Эдисона Денисова, причем сочинение
Волконского написано раньше. Но это не значит, что Солнце инков
слабее. Юрий Буцко давным-давно показывал мне свой Полифонический
концерт, уникальное по-своему сочинение. Сочинение для четырех
клавишных инструментов, со всевозможными их комбинациями, и при
этом строго проведенная система, основанная на повторении тетрахорда
одной и той же структуры. Но при этом, при движении наверх преобладают
бемоли, а в нижних октавах - диезы. Получается как бы бесконечная
дуга. Представь себе, ля-си-до-ре вверх; затем ре-ми-фа-соль;
соль-ля-си бемоль-до; до-ре-ми бемоль-фа. И так далее. Чем дальше,
тем больше бемолей. А если вниз пойдешь - то все больше диезов.
В Четвертой симфонии, написанной много лет позже, у меня взаимодействие
четырех подобным образом организованных интонационных систем.
Это два тетрахорда, мажорный и минорный, один для католической
музыки, дpyгoй - для правocлавнoй. Кроме того, для иудейской музыки
есть цепь не из тетрахордов, а из тихордов, например, ля диез-си-до;
ре диез-ми-фа; соль диез-ля-си бемоль; до диез-ре-ми бемоль. И
для лютepанской мyзыки - шестистyпeннaя гамма: си-до-диез-ре,
и затем ми диез-фа диез-соль диез, а потом тот же порядок шести
ступеней повторяется на септиму выше, от ля. Короче говоря, примерно
тот же принцип, что у Буцко. Но здесь есть множество других вещей,
не имеющих отношения к тому, чем пользуется Буцко,- потому что,
помимо интонационной структуры, в симфонии много идей, относящихся
к форме или фактуре, не говоря уже о внутренней программе, об
опоре на пятнадцать эпизодов -пять, пять и пять.
Сознательно используя этот принцип, я пошел дальше по этому
пути. Говорить о том, что Буцко опирался на что-то реально существующее,
- мы не можем, потому что уловить наклонность к диезам внизу и
бемолям вверху можно, но так ее абсолютизировать, чтобы возникла
эта система,-нельзя. Это - целиком заслуга Буцко. И это не значит,
что он воспользовался издавна существующей техникой. Произошло
то, что обычно происходит со всеми технологическими концепциями:
для их обоснования ищут природные предпосылки.
- Но вeдь такая система есть в православном церковном пении?
А.Ш. Но в православном пении это не укладывается в такую
систему. Бывает в одном случае бекар, а в другом - бемоль - одна
и та же ступень, в одной октаве. Каждый раз новая теоретическая
концепция, в том числе и теория Буцко, - это что-то строящееся
от реально существующего, но еще не догматизировавшегося. А в
процессе теоретического осознания происходит отсеивание внесистемного
от системного и кристаллизация системного.
Подобное происходит и с осмыслением народной музыки, ее интервалики.
Здесь уже в течение сотен лет прослеживается тенденция: схематизировать
и убрать "неточности". И получается, что то, что осознавалось
лет сто пятьдесят назад в первых расшифровках народных песен как
неточности, потом, у фольклористов начала века и 20-30-х годов,
наоборот, приобретает ценность. Они "гоняются" за этими
"неточностями", вариантами. В действительности, и это
важно,- нет идеального кристаллического варианта, а вся теоретическая
мысль тяготеет к тому, чтобы осознанные понятия превращать в кристаллические
и очищать их от случайностей. Я - то думаю, что сучайность есть
такая же закономерность, как то, что теоретически представляется
неслучайным.
Николай Каретников показывал мне музыку своей Мистерии Апостола
Павла. Там есть танго, под которое герой кончает жизнь самоубийством.
И после этого он остался в полной убежденности, что появившееся
у меня Танго в Первом concerto grosso - это его влияние. А когда
позднее услышал танго из Фауста, то воспринял это как прямой стилистический
плагиат.
Однако задолго до танго, под звуки которого умирает Нерон в мистерии
Каретникова, была Трехгрошовая опера Курта Вайля, где подобное
цинично-жесткое танго было одним из лучших номеров. Музыка Трехгрошовой
оперы сидела у меня в голове с 1949 года, потому что мой отец
был помешан на этой музыке - и, когда в 1949 году появились старые
пластинки, он немедленно стал их крутить. Попав в 1955 году в
ГДР, он привез оттуда пластинку с Трехгрошовой оперой. Любопытно,
что у Маяковского еще в поэме Война и мир, написанной в 1915 году,
есть нотами выписанный мотив Аргентинского танго смерти. Есть
и позднейшие примеры. Вспомни знаменитый фильм Бернардо Бертолуччи
Последнее танго в Париже, в финале которого танго выступает все
в той же роковой функции. Это как бы неотъемлемая функция танго
во все времена. Поэтому, при всем моем уважении к Каретникову,
я не могу себя винить в воровстве у него, потому что я делал то
же, что делали до меня и до него. И делают после меня и после
него. После того как в конце пятидесятых годов Л. Мазель описал
явление гармонической "однотерцовости" (к примеру, родство
си мажора и до минора), многие, и я в том числе, пользовались
этим. Это было впервые описано именно Мазелем, и почему-то Юрий
Холопов до сих пор не признает этого родства, даже самого термина
"однотерцовость". Но примеры анализов Мазеля были очень
убедительными: от Бетховена до Листа (Забытый вальс, например,
где есть фа диез мажор и соль минор).
|
|